×

Гарантии независимости адвокатов

Об устранении первопричин деятельности «карманных адвокатов»
Материал выпуска № 16 (201) 16-31 августа 2015 года.

ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ АДВОКАТОВ

Об устранении первопричин деятельности «карманных адвокатов»

Созданная решением VII Всероссийского съезда адвокатов Комиссия ФПА РФ по этике и стандартам призвана разработать единые стандарты оказания квалифицированной юридической помощи, изучить опыт регионов по борьбе с «карманными адвокатами» и подготовить концепцию универсальной компьютерной программы, способной «разорвать тесную связь следователя с назначаемым адвокатом». Однако в борьбе с «карманными адвокатами» приоритетными должны быть, в первую очередь, законодательные средства противодействия.

Из материалов СМИ, которые освещали тему «карманных адвокатов», следует, что средствами борьбы с этим позорным явлением выбраны:
– компьютерные интернет-программы, действующие уже в некоторых регионах;
– координаторы, назначенные Советами адвокатских палат субъектов РФ;
– единые стандарты оказания юридических услуг, которые в будущем «разорвут связь следователя с назначаемым адвокатом».

Считаю, что избранные средства недостаточно эффективны, потому что они не направлены на искоренение способствующих деятельности «карманных адвокатов» истинных причин и условий, которые заложены в устаревших нормах УПК РФ, позволяющих дознавателям, следователям и суду нарушать принципы адвокатской деятельности и гарантии независимости адвоката, закрепленные ч. 1, 2 ст. 3 и ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Установленный ст. 50 и 51 УПК РФ порядок приглашения, назначения, замены и обязательного участия защитника в уголовном процессе является истинной причиной, базовым условием и главным источником появления и деятельности «карманных адвокатов», потому что он наделяет дознавателей, следователей и суды правом самостоятельно выбирать, приглашать и назначать по делу конкретное лицо в качестве защитника, что наиболее точно и прямо указано в ч. 5 ст. 50 УПК РФ.

«Карманные адвокаты» будут действовать в России до тех пор, пока в законе будут нормы, позволяющие органам расследования и судам лично выбирать определенных ими адвокатов для назначения защитниками по делам, находящимся в их производстве, и никакие, даже самые современные и универсальные компьютерные программы, самые честные и добросовестные координаторы и самые лучшие стандарты оказания правовых услуг не смогут реально искоренить их.

Поэтому в борьбе с «карманными адвокатами» приоритетными должны быть, в первую очередь, законодательные средства противодействия, а в дополнение к ним все остальные.

В рамках реализации этих средств противодействия необходимо законодательно изменить порядок приглашения, назначения, замены и обязательного участия защитника в уголовном процессе путем внесения поправок и дополнений в УПК РФ, не влекущих изменения его концептуальных основ и структуры, а именно:

1) ч. 1 ст. 49 дополнить следующим текстом: «Защитник не должен отождествляться государственными органами и должностными лицами с личностью подозреваемого и обвиняемого, характером рассматриваемых при его участии уголовных дел и занимаемыми им принципиальными позициями по ним»;

2) ч. 2 ст. 50 изложить в следующей редакции: «По просьбе подозреваемого, обвиняемого участие защитника обеспечивается дознавателем, следователем или судом посредством направления в адвокатскую палату субъекта РФ требования о назначении ему конкретного защитника. Адвокатская палата субъекта РФ обязана незамедлительно, но не позднее 24 часов с момента получения требования дознавателя, следователя или суда выделить конкретного адвоката для осуществления защиты подозреваемого, обвиняемого».

Дознаватель, следователь и суд не могут лично или опосредованно участвовать в приглашении, назначении, замене или обеспечении обязательного участия в уголовном процессе определенного лица в качестве защитника, а также рекомендовать кому бы то ни было приглашение в качестве защитника конкретного адвоката»;

3) первое предложение ч. 3 ст. 50 изложить в следующей редакции: «В случае неявки приглашенного защитника в течение 5 суток со дня заявления ходатайства о приглашении защитника дознаватель, следователь или суд вправе предложить подозреваемому, обвиняемому пригласить другого защитника, а в случае его отказа обязаны направить требование в адвокатскую палату субъекта РФ о назначении ему конкретного защитника»;

4) первое предложение ч. 4 ст. 50 изложить в следующей редакции: «Если в течение 24 часов с момента задержания подозреваемого или заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу явка защитника, приглашенного им, невозможна, то дознаватель или следователь обязаны направить в адвокатскую палату субъекта РФ требование о назначении ему конкретного защитника»;

5) ч. 5 ст. 50 изложить в следующей редакции: «В случае, если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению адвокатской палаты субъекта РФ на основании требования дознавателя, следователя или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета»;

6) ч. 3 ст. 51 изложить в следующей редакции: «Если в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого, то дознаватель, следователь или суд обязаны направить в адвокатскую палату субъекта РФ требование о назначении ему защитника и только таким образом обеспечить его участие в уголовном судопроизводстве».

Первоочередная реализация этих мер, дополненных компьютерными программами, координаторами, едиными стандартами оказания юридических услуг кардинально изменит ситуацию в лучшую сторону и сделает деятельность «карманных адвокатов» невозможной.

Сергей ФУРЛЕТ,
адвокат Оренбургской областной коллегии адвокатов

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 16 за 2015 г.


Яндекс.Метрика