×

Потерпевший ли?

Принципиальные вопросы статуса потерпевшего по делам, связанным с банкротством
Материал выпуска № 14 (247) 16-31 июля 2017 года.

ПОТЕРПЕВШИЙ ЛИ?

Принципиальные вопросы статуса потерпевшего по делам, связанным с банкротством

Полномочия конкурсного управляющего в делах о банкротстве истекают по завершении конкурсного производства. Однако на практике в дальнейшем он привлекается в качестве представителя потерпевшего и гражданского истца в уголовных делах. Особенно остро данная проблема стоит при рассмотрении дел о банкротстве кредитных организаций, когда в роли конкурсного управляющего и ликвидатора выступает Агентство по страхованию вкладов.

Недавняя публикация в «РБК» Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова показала, что программы его группы и кудринского Центра стратегических разработок сходятся в пункте, что средства уголовного преследования должны применяться только там, где потерпевший «не имеет возможности восстановить свои права гражданско-правовыми инструментами» . Такое единодушие авторов реформаторских планов развития правовой системы России вселяет надежду, что законодательство и судебная практика упорядочит довольно хаотичную ситуацию, сложившуюся при определении статуса потерпевшего – юридического лица по уголовным делам, связанным с банкротством.

В суде и на следствии полномочия представителя юридического лица – банкрота в соответствии с действующим законодательством осуществляет конкурсный управляющий. Но его полномочия истекают по завершении конкурсного производства, при ликвидации и исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Казалось бы, все ясно. Однако следователи, как правило, продолжают рассматривать конкурсных управляющих в качестве представителей потерпевших и гражданских истцов в уголовных делах, мотивируя это вынесенными ими же постановлениями о признании конкурсного управляющего представителем потерпевшего.

Похоже, что для органов следствия их постановления обладают большей юридической силой, чем федеральное законодательство о банкротстве. Следствию и суду удобно наличие в процессе квалифицированного специалиста, который может разъяснить мудреную науку о банкротстве, при этом бывшие конкурсные управляющие не возражают против своего участия в деле.

Ольга ПОЧЕЧУЕВА,
к.ю.н., адвокат Центральной Московской коллегии адвокатов

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» №14 за 2017 г.


Яндекс.Метрика