×

Принципы взаимодействия

Саратовская адвокатура ориентирована на практику
Материал выпуска № 24 (233) 16-31 декабря 2016 года.

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Саратовская адвокатура ориентирована на практику



Президент Адвокатской палаты Саратовской области Роман Малаев рассказал «АГ», как в регионе организованы деятельность по оказанию бесплатной юридической помощи, работа по подготовке молодых адвокатов и курсы повышения квалификации более опытных коллег.

– Роман Алексеевич, как в Саратовской области реализуется Закон о бесплатной юридической помощи, какие существуют трудности?
– Каких-либо проблем с оказанием бесплатной юридической помощи гражданам мы не имеем. Если говорить о размере оплаты труда адвокатов, то, по сравнению с другими регионами, у нас участие адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи оплачивается достаточно хорошо и без задержек, потому что налажено взаимодействие с Министерством социального развития Саратовской области, которое непосредственно занимается вопросами оплаты в рамках Закона о БЮП.

Единственная сложность, которая существует, причем не у самих адвокатов, а у граждан, – непосредственно сбор документов, подтверждающих их право на получение бесплатной юридической помощи. Это весьма сложно, причем даже при повторном обращении они должны предоставлять тот же пакет документов.

Мы обсуждали данный вопрос и с Управлением Министерства юстиции РФ по Саратовской области, и с Министерством социального развития Саратовской области. Они делают все, что возможно и что от них зависит.

Причина столкновения с бюрократической машиной – в Законе о персональных данных, согласно которому адвокаты не имеют права такие данные собирать. Но проблема решается, и, думаю, скоро благополучно разрешится.

Впрочем, адвокаты идут навстречу гражданам и помогают обращающимся к ним заявителям и без предоставления документов.

– Иными словами, по сути, они оказывают помощь уже на условиях pro bono?
– Да. Тем, кто уже обращался к ним в рамках Закона о БЮП, адвокаты предоставляют консультации, а при необходимости составляют и исковые заявления.

Уже на протяжении трех – четырех лет на базе приемной Президента РФ в Саратовской области мы трижды в неделю ведем прием граждан и оказываем бесплатную юридическую помощь. У нас установлено дежурство и есть список адвокатов, которые этим занимаются, рассматривают любые правовые вопросы и консультируют граждан в дальнейшем. Если есть судебная перспектива, то они берутся за эти дела и участвуют в процессах также на безвозмездной основе.

– Во многих регионах адвокатские палаты заключают соглашение о взаимодействии с аппаратами Уполномоченных по защите прав человека и Уполномоченных по защите прав предпринимателей. Имеются ли у Вас подобные соглашения?
– Мы активно взаимодействуем со всеми Уполномоченными в регионе и принимаем участие в их мероприятиях. Но никаких соглашений мы не заключали, поскольку не видим в этом необходимости. Если кому-то нужна будет помощь, мы ее окажем, но брать на себя какие-то дополнительные обязательства в рамках соглашений излишне и нецелесообразно.

– Перейдем к вопросам внутренней деятельности палаты. Что можете сказать о дисциплинарной практике, какие нарушения наиболее часты со стороны адвокатов?
– В основном нарушаются права на защиту. Но при этом имеется немаловажный нюанс: больше всего таких нарушений возникает со стороны молодых адвокатов, которые допускают ошибки из-за своей неопытности.

Бывает, например, так: адвокат представляет своего доверителя по уголовному делу на предварительном слушании и в суде первой инстанции. А потом, когда дело доходит до обращения в суд второй инстанции, подзащитный говорит, что жалоб писать не надо и что он займется дальше всем самостоятельно. А в итоге получается прокол.

Но эта ситуация постепенно улучшается, потому что с прошлого года мы ведем серьезную разъяснительную работу с молодыми адвокатами.

– Раз уж Вы затронули эту тему, расскажите, как именно у Вас организована подготовка молодых адвокатов, а также как проходит повышение квалификации более опытных коллег?
– Сначала отвечу на вторую часть вопроса. Повышение квалификации адвокатов у нас организовано на базе Саратовской государственной юридической академии. В рамках курсов повышения квалификации выступают как теоретики права, так и практики, причем лекции последних пользуются очень большим успехом.

Адвокаты сами обращаются к нам с заявками, по каким вопросам они хотели бы послушать лекции практиков. Поэтому Адвокатская палата договаривается с судьями районных судов и членами областного суда, чтобы они рассказывали непосредственно о практике применения того или иного закона. Поскольку в рамках повышения квалификации рассказывается именно о том, что интересно адвокатам, они очень активно и охотно посещают лекции.

А по поводу молодых адвокатов могу сказать, что Совет АП Саратовской области определил, что молодой адвокат направляется в любое адвокатское образование, где коллеги на местах непосредственно с ним занимаются именно практикой. Давайте честно признаемся, что теорию все знают хорошо, а вот практика зачастую «хромает».

– А что можете сказать о стажерах – много ли их в Адвокатской палате и как ведется работа с ними?
– Знаю, что в некоторых палатах имеются определенные проблемы с привлечением стажеров. Но в АП Саратовской области стажеров довольно много. Мы не ведем какого-то специального учета, но могу сказать, что на сегодняшний день около 150 стажеров у нас есть. Их подготовка организована просто – они тесно связаны непосредственно с практиками.

Немаловажно, что не менее 90% тех, кто прошел стажировку, приходят на квалификационный экзамен. И хотел бы отметить, что в плане подготовки этих кандидатов к экзамену нам есть чем гордиться. Потому что объективно те, кто приходит на экзамен из правоохранительных органов, хотя и имеют практический опыт, гораздо менее «подкованы» в адвокатской тематике.

– Продолжим тему квалификационного экзамена. 1 сентября изменились правила его проведения и, наверное, уже сейчас можно сделать первые выводы. Стал ли экзамен сложнее или проще для кандидатов, на Ваш взгляд?
– Действительно, экзамен стал сложнее. Причем, мне кажется, сложность возросла, скорее, в психологическом плане, чем в содержательном. У нас многие подают документы на приобретение статуса адвоката, но сейчас, как только узнают, что введено тестирование, сразу пишут заявление с просьбой о переносе даты сдачи экзамена. Видимо, чтобы серьезнее подготовиться.

– Существует ли в Саратовской области проблема с нарушением Закона об адвокатуре со стороны юристов и юридических фирм, которые в своих наименованиях или рекламе используют слово «адвокат» или производные от него?
– Несмотря на то что в регионе очень много юридических фирм, они никак не используют «адвокатские» слова. Наоборот, они четко везде указывают «оказание юридической помощи» и подобные фразы, без конкретизации. Саратов – город юристов, и все соблюдают закон максимально. А если говорить о недобросовестных юристах, которые вводят граждан в заблуждение относительно своей мнимой принадлежности к адвокатуре, то и таких случаев – единицы.

– Как у АП Саратовской области налажено взаимодействие с ФПА РФ?
– На мой взгляд, у нас и взаимодействие, и взаимопонимание на очень высоком уровне. Жаловаться не на что. А если и возникают какие-то вопросы или спорные ситуации, то мы их всегда обсуждаем и решаем в рабочем порядке.

Беседовал Глеб КУЗНЕЦОВ,
корр. «АГ»

Яндекс.Метрика