ШАГ НАЗАД В РАЗВИТИИ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
Упрощенная форма административного судопроизводства в сравнении с ее аналогом в гражданском судопроизводстве
С введением в действие с 15 сентября 2015 г. Кодекса административного судопроизводства РФ можно говорить о появлении нового вида судопроизводства – административного. Анализируя Кодекс административного судопроизводства РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ, автор приходит к выводу, что процедура рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства становится, скорее, административной процедурой, а не разновидностью правосудия.При применении ч. 1 ст. 293 КАС РФ возникает естественный вопрос, какие общие правила принятия решения по административному делу соответствуют существу упрощенного (письменного) производства и, следовательно, должны быть соблюдены судами, а какие противоречат ему и, соответственно, в связи с этим могут быть проигнорированы? Соответствует ли названному существу, в частности, правило о принятии решения по делу, рассмотренному в упрощенном порядке, в совещательной комнате с соблюдением требования о ее тайне (ч. 2, 3 ст. 175 КАС РФ); должно ли решение суда по делу, рассмотренному в упрощенном порядке, приниматься немедленно после разбирательства такого административного дела (ч. 1 ст. 177 КАС РФ) или ввиду отсутствия строго регламентированной процедуры данного процесса и необязательностью ведения протокола это можно сделать и в другое время? Данный ряд возникающих вопросов может быть и продолжен в связи с недостаточной регламентацией правил и порядка вынесения решений по делам, рассмотренным в порядке упрощенного (письменного) производства.
А как судам после вынесения решений по административным делам, рассмотренным в упрощенном порядке, выполнить требование закона о публичном объявлении вынесенных решений (ч. 10 ст. 11 КАС РФ) или хотя бы резолютивных частей данных решений (ч. 2 ст. 177 КАС РФ) с учетом того, что ни стороны, ни иные лица в судебном разбирательстве дел в упрощенном порядке не участвуют и судебные заседания по таким делам не проводятся? Даже если суд, рассмотревший административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, и хотел бы выполнить требования ч. 10 ст. 11 КАС РФ и ч. 2 ст. 177 КАС РФ и публично объявить решение суда или хотя бы его резолютивную часть, то сделать это ему не позволят необязательность судебных заседаний по таким делам и отсутствие публичного судебного разбирательства.
Борис МАНЬКО,
юрист
Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 24 за 2016 г.
юрист
Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 24 за 2016 г.