×

Старые песни о главном

Будут ли извлечены уроки из произошедшего в Бирюлёве?
Материал выпуска № 21 (158) 1-15 ноября 2013 года.

СТАРЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ

Будут ли извлечены уроки из произошедшего в Бирюлёве?

Случившийся на юге Москвы погром, сопровождавшийся националистическими лозунгами, мог удивить разве что тех, кто сознательно предпочитает жить в условиях информационной блокады и не знакомиться с новостями. Массовые выступления граждан, так или иначе связанные с вопросами взаимоотношений различных национальностей, проживающих в стране, случаются регулярно. Благодаря этому получили широкую известность небольшие города Кондопога и Пугачёв, москвичи же вряд ли успели забыть события, произошедшие на Манежной площади 11 декабря 2010 г.

День сурка
Важная, пожалуй, даже определяющая деталь: все упомянутые конфликты, включая бирюлевский, вряд ли были вызваны лишь преступными действиями со стороны представителя национального меньшинства (во всех случаях речь идет об убийстве). Скорее данные преступления становились лишь поводом для выражения населением недовольства неэффективной работой правоохранительных органов и властей.
И каждый раз выяснялось, что при желании (появление которого, видимо, нужно регулярно стимулировать) правоохранительные органы могут действовать быстро и результативно. Причем иногда отдельные их представители стараются даже сверх меры, так как сложно иначе расценить доставку задержанного Орхана Зейналова на вертолете (!) к министру МВД Владимиру Колокольцеву (!!!) и демонстрацию в программах новостей того, как главный полицейский страны угрожающе смотрит в глаза подозреваемому.

К слову, Колокольцев, выступая 23 октября в Госдуме на тему межнациональных конфликтов, сообщил, что «МВД России четко осознает всю сложность проблемы». Это положительный момент. Хотя в круг полномочий возглавляемого им ведомства входит все же не только лишь осознание проблем.

Визовый вопрос
После событий в Бирюлёве была закрыта знаменитая теперь на всю страну овощебаза, а московские суды стали регулярно выносить решения о депортации иностранных граждан. Положительные, на первый взгляд, явления. Однако возникает вопрос: чем ранее занимались компетентные органы? Ведь овощебаза, на которой свет клином сошелся (сколько еще в Москве предприятий, на которых используется труд нелегальных мигрантов?..), работала не месяц и не два. Высылка двух, трех и даже десяти тысяч граждан среднеазиатских государств проблем в сфере нелегальной миграции не решит.

В связи с бирюлевскими событиями вновь поднят вопрос о введении визового режима со странами Средней Азии. Буквально за два дня до убийства Егора Щербакова Президент РФ Владимир Путин сообщил, что введение виз для граждан среднеазиатских стран будет только отталкивать от России партнеров по СНГ, а не сближать наши страны. Уже после резонансных событий на заседании Совета по межнациональным отношениям Путину снова пришлось отвечать на этот вопрос: «Визового режима нет. Вопрос в том, что если мы его введем (можно об этом подумать). Но, если мы его введем, будет лучше или хуже? Тоже проблемный вопрос, потому что та коррупция, о которой здесь говорили, она может переместиться с рынков на границу».

Подобный ответ вызывает несколько противоречивые чувства, ведь фактически глава государства заявляет, что в стране просто нет структур, способных эффективно решать вопросы, связанные с незаконной миграцией, и перекладывание ответственности с одного ведомства на другое не даст результата. Между тем граждане активно ставят подписи под петицией за введение визового режима со странами Средней Азии и Закавказья, размещенной на сайте «Российская общественная инициатива» (собрано уже более 40 тыс. подписей, если удастся собрать 100 тыс., инициатива будет рассмотрена Правительством РФ).

Однако идея введения визового режима, причем в не совсем обычном формате, нашла поддержку у мэра Москвы Сергея Собянина: «В Москве проживают 500–600 тыс. мигрантов, а рядом, в Московской области, проживают около 2 млн. Как мы введем особый режим? Если же вводить особый режим для Москвы и Московской области, это вполне возможно. Но еще раз говорю: мы живем в едином экономическом пространстве и внутри страны, и в границах СНГ. Очень сложно рисовать какие-то границы внутри страны, да и по периметру очень сложно».

Введение для Москвы и Московской области «особого миграционного режима» поддержал и губернатор Московской области Андрей Воробьёв. Правда, решительно непонятно, каким образом это можно реализовать на практике: подобных прецедентов в современной российской истории еще не было.

О причинно-следственных связях
22 октября Владимир Путин подписал закон, согласно которому можно будет увольнять чиновников, не сумевших предотвратить межнациональные конфликты на подотчетных им территориях. Конечно, данный акт предполагает изрядную долю субъективизма, однако уровень ответственности местных властей столь же неоспорим, сколь и их желание от этой ответственности регулярно уходить. Отлично характеризует данную проблему высказывание общественного активиста Егора Бычкова: «Когда власти заявляют, что конфликт не на национальной почве, это всегда означает, что конфликт именно на национальной почве, – аксиома».

Помимо этого события в Бирюлёве вызвали привычный в подобных ситуациях шквал предложений и инициатив, направленных преимущественно на ужесточение (являющееся одним из любимых занятий парламентариев) норм законодательства, так или иначе связанных с обсуждаемыми проблемами: директор ФМС РФ Константин Ромодановский предложил ввести уголовную ответственность для работодателей, которые нанимают нелегальных мигрантов, Генпрокурор РФ Юрий Чайка – ужесточить уголовную ответственность в отношении участников националистических организаций, совершающих преступления на национальной почве, и т.д.

Появление подобных инициатив легко можно было предсказать, но поистине удивительно было бы, если бы кто-либо из упомянутых чиновников сказал примерно следующее: «Дело ведь не в мигрантах и не в гастарбайтерах. Это внешний раздражитель. Повторяю, дело не в них, дело в коррумпированных представителях власти и, что важнее, в отсутствии национальной политики. Еще дело в том, что не желают открыто и честно признавать наличие проблемы, а значит, не могут поставить диагноз. А без диагноза никак нельзя лечить болезнь».

Это не сказали чиновники, зато сказал журналист Владимир Познер. И, пожалуй, стоило бы к нему в данной ситуации прислушаться. Решение любых проблем, а тем более таких острых, как межнациональные конфликты, возможно лишь в результате системной и эффективной работы.

Совершенствовать законодательство необходимо, однако можно предположить, что если бы действующие нормы соблюдались должным образом, то, возможно, ужесточать бы ничего сейчас и не пришлось – поводов для этого если бы и не было вовсе, то их было бы значительно меньше. Такой подход не будет способствовать красочному пиару в настоящий момент, зато принесет куда более серьезные дивиденды в будущем.

Сергей АНИСИМОВ,
корр. «АГ»


Яндекс.Метрика