×

Юристы, адвокаты и «стряпчие»

В продолжение темы о незаконном использовании термина «адвокат» Л. Бардин считает необходимым обсудить проблемную ситуацию, когда адвокатами незаконно называют себя те лица, которые соответствующего статуса не имеют.
Материал выпуска № 12 (15) 16-30 ноября 2007 года.

ЮРИСТЫ, АДВОКАТЫ И «СТРЯПЧИЕ»

В «Новой адвокатской газете» (№ 9) в рубрике «Прецедент» были опубликованы материалы о незаконном использовании неким закрытым акционерным обществом термина «адвокат». В продолжение темы считаю необходимым обсудить проблемную ситуацию, когда адвокатами незаконно называют себя те лица, которые соответствующего статуса не имеют.

К незаконному именованию я бы отнес, в частности, довольно распространенную практику, при которой лица, статус адвоката которых приостановлен, как минимум не возражают, когда в средствах массовой информации, а также на различных форумах их называют адвокатами. Скорее всего, эти лица адвокатской деятельностью не занимаются. Но неискушенные зрители (слушатели, читатели) зачастую не сомневаются, что перед ними – адвокат. А лицо, чей статус адвоката приостановлен, не только фактически вводит их в заблуждение, но и нарушает требования п. 3.1 ст. 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатской деятельности): «Лицо, статус адвоката которого приостановлен, не вправе осуществлять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные должности в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов. Нарушение положений настоящего пункта влечет за собой прекращение статуса адвоката». При этом в соответствии со ст. 17 Закона об адвокатской деятельности совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации обязан прекратить статус адвоката по основанию нарушения положений п. 3.1 ст. 16 настоящего Закона.

Еще более незаконной представляется практика, когда лица, не имеющие статуса адвоката, таковыми себя называют. Не раз приходилось слышать, как такой «адвокат» пытается незаконно собирать сведения о частной жизни лица, как добивается от стороны в гражданско-правовом споре встречи наедине, без адвоката этой стороны, уверяя, что только он может помочь обеим сторонам найти взаимоприемлемое разрешение конфликта. А некоторые такие «адвокаты» еще и пытаются вбить клин между адвокатом и клиентом, не брезгуя ничем, убеждая клиента, что с адвокатом уже все согласовано либо что именно адвокат не заинтересован в скорейшем разрешении спора, поскольку, по их словам, «для адвоката чем дольше – тем лучше».

Смею утверждать, что закон не предусматривает меры ответственности для таких липовых «адвокатов», а также никак не регулирует порядок привлечения к такой ответственности.

В соответствии со ст. 1 Закона об адвокатской деятельности «адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом». При этом адвокатская деятельность не является предпринимательской. Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

– работниками юридических служб юридических лиц (далее – организации), а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

– участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями.

Лев БАРДИН,
к. ю. н., адвокат Центральной коллегии адвокатов г. Москвы,
член Правления Ассоциации юристов России

Полный текст опубликован в № 12 ноябрь 2007 г.

Яндекс.Метрика