×

Защитить права выселяемых лиц

Критерии одностороннего отказа от прав и обязанностей по договору социального найма жилого помещения
Материал выпуска № 3 (236) 1-15 февраля 2017 года.

ЗАЩИТИТЬ ПРАВА ВЫСЕЛЯЕМЫХ ЛИЦ

Критерии одностороннего отказа от прав и обязанностей по договору социального найма жилого помещения

Договор социального найма жилого помещения является сегодня одной из востребованных среди граждан конструкций, позволяющих человеку реализовать право на жилище, которое закреплено в ст. 40 Конституции РФ. Помимо этого, данный институт является одной из государственных мер, принятых Российской Федерацией, ее субъектами и органами муниципального самоуправления во исполнение возложенных на них международных и конституционных обязательств. Несмотря на обширное законодательное регулирование договора социального найма жилого помещения, на практике возникает немало вопросов и дискуссий, большинство из которых в силу преобладающей диспозитивности нормативного регулирования суды разрешают по своему усмотрению.

Односторонний отказ от прав и обязанностей по какому бы то ни было договору всегда представляет собой действие (бездействие) стороны договора, с которым закон и (или) договор связывает прекращение договорных прав и обязанностей, существующих между сторонами.

Добровольный выезд
1. Гражданин, зарегистрированный в жилом помещении, выехал добровольно на другое место жительства, не выполняет обязанности нанимателя, такой выезд носит постоянный характер (ч. 3 ст. 83 ЖК РФ).

Добровольность выезда в контексте данной нормы предполагает, что выехавшему лицу не чинились препятствия в пользовании жилым помещением, он свободно выразил свою волю, переехав в другое место жительства. Стоит отметить, что добровольным не будет считаться выезд несовершеннолетнего лица из жилого помещения, в котором он проживал как член семьи, поскольку, как неоднократно указывал ВС РФ, ребенок не имеет в силу своего возраста возможности самостоятельно определять место жительства, таковое определяется по соглашению родителей1.

Анна МИНУШКИНА,
адвокат АП г. Москвы

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 3 за 2017 г.


1
Определение ВС РФ от 25 октября 2016 г. № 74-КГ16-30.

NB

Международный опыт в помощь

В целом можно согласиться с мнением Анны Минушкиной по поводу одностороннего отказа от прав и обязанностей по договору социального найма жилого помещения.

Но хотелось бы дополнительно обратить внимание на процедуру выселения в соответствии со ст. 86–89 ЖК РФ. С этим связан едва заметный, но важный для адвокатуры тренд, увеличивающий в целом диапазон средств защиты интересов лиц, выселяемых из жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма. Речь идет о том, что ВС РФ, анализируя проблему прав лиц, выселяемых в соответствии со ст. 86–89 ЖК РФ, позволяет себе ссылки на Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.).

В качестве примера можно привести определение ВС РФ от 21 июня 2011 г. № 67-В11-3. В этом случае суд обратил внимание на то, что при применении названных статей необходимо учитывать «права каждого на достаточный жизненный уровень, включающий достаточное жилище, признаваемое Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах». Такая ссылка суда создает дополнительную перспективу для рассуждений адвоката, отстаивающего права выселяемых, поскольку права человека в контексте этого пакта приобретают дополнительное измерение.

Андрей РОДИОНОВ,
адвокат АП Тамбовской области
 
Полный текст комментария читайте в печатной версии «АГ» № 3 за 2017 г.



Яндекс.Метрика