×

Стажеры – будущее адвокатуры

О возможных путях решения существующих проблем в организации стажировки российской адвокатуры
Материал выпуска № 3 (236) 1-15 февраля 2017 года.

СТАЖЕРЫ – БУДУЩЕЕ АДВОКАТУРЫ

О возможных путях решения существующих проблем в организации стажировки российской адвокатуры




В разделе блогов ресурса advgazeta.ru в декабре 2016 г. прошло обсуждение проблем в сфере подготовки стажеров адвокатов. Автор анализирует и обобщает мнения участников дискуссии о недостатках законодательного регулирования и практического применения института стажерства и предлагаемые ими пути исправления ситуации.

Личный и сословный патронат
Для начала немного теории. Исследователи выделяют два основных типа организации стажерной адвокатуры в России: личный и сословный патронат1. Сейчас в России в наличии смешанная система, в которой доминирующим остается патронат личный.

Личный патронат основывается на ст. 28 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре), согласно которому стажер осуществляет свою деятельность в адвокатском образовании под руководством адвоката. Последнего называют адвокат-куратор.

Сословный патронат заключается в централизованной организации обучения стажеров. В 2007 г. решением Совета ФПА РФ утверждена Единая методика профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов и стажеров адвокатов. В соответствии с данной Методикой советы адвокатских палат утверждают программы профессионального обучения стажеров адвокатов по направлениям, определяемым Советом ФПА РФ, а затем организуют профессиональное обучение по этим программам.

В доминирующем на сегодняшний день личном патронате стажеров ярко проявились существенные проблемы.

Роман МЕЛЬНИЧЕНКО,
тренер адвокатов и профессиональных медиаторов

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 3 за 2017 г.


1 Поспелов О. Корпоративный патронат в адвокатуре // АГ. 2011. № 22 (111). С. 15.

NB

В ПАСО коренным образом изменена система стажировки

Готова разделить тезис Романа Мельниченко о том, что необходимо инициировать изменения в законодательстве, регулирующем прохождение стажировки.

Положения ч. 4. ст. 28 Закона об адвокатуре, придающей адвокатскому образованию статус работодателя, перекочевали в новый адвокатский закон из «милых советских времен», когда отношения не были «рыночными», а бескорыстное желание поделиться знаниями и секретами профессионального мастерства было естественной потребностью каждого успешного адвоката.

Настоящее обучение – тяжкий труд и занимаются им ныне редкие адвокаты, за что честь им и хвала.

Практика приема экзаменов на приобретение статуса адвоката в Палате адвокатов Самарской области выявила негативную тенденцию: самые слабые знания демонстрировали именно стажеры, не имеющие опыта практической работы, более того, чем больше в коллегии стажирующихся, тем слабее были их знания. Совершенно очевидно, что стажировка стала доходной частью сметы, причем далеко не самых успешных адвокатских образований.

В общей массе ситуация складывалась удручающая: оформлялся договор, на год стажер предоставлялся сам себе, после чего на свой страх и риск сдавал квалификационный экзамен.

Татьяна БУТОВЧЕНКО,
президент Палаты адвокатов Самарской области

Полный текст комментария читайте в печатной версии «АГ» № 3 за 2017 г.

NB

Нужна разумная централизация

Палата адвокатов Нижегородской области стремится к тому, чтобы дело обучения и, заметьте, воспитания стажеров не было пущено на самотек.

Но централизация должна быть разумной, мы понимаем важность института патроната: ничто не заменит пребывание стажера в адвокатском коллективе, его общения с «патроном», получение им навыков практической работы. Вместе с тем мы по единым правилам и единой программе организовали обучение стажеров по курсу «Введение в профессию» силами Палаты адвокатов и созданного у нас Совета молодых адвокатов.

Решением Совета Палаты ежегодно утверждаются программа по курсу «Введение в профессию» и состав лекторов из числа опытных адвокатов. На 2017 г. запланировано 11 лекций продолжительностью три часа1. Одна и та же лекция проводится дважды, чтобы стажеры могли выбрать удобную дату. Контроль посещаемости занятий по курсу возложен на Совет молодых адвокатов, регистрация ведется до начала занятия и по его окончании.

Другим решением Совета Палаты2 утверждено положение «О порядке организации и прохождения стажировки в Палате адвокатов Нижегородской области», где указано, что патронат может осуществлять адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет. Регламентированы этапы прохождения стажировки, а также подготовка двух обязательных рефератов, получение навыков беседы с доверителем, постижение тактики защиты в судах разной юрисдикции и разного уровня. Это решение предусматривает право продлить стажировку в случае неготовности стажера к самостоятельной работе.

Николай РОГАЧЁВ,
вице-президент ФПА РФ – представитель Совета ФПА РФ в Приволжском федеральном округе,
президент Палаты адвокатов Нижегородской области

Полный текст комментария читайте в печатной версии «АГ» № 3 за 2017 г.


1
Обязательным считается посещение десяти лекций – 30 часов // http://apno.ru/content/view/2302/103/
2 См.: http://apno.ru/content/view/1414/103/



NB

Подготовку стажеров мы взяли в свои руки

Пятнадцать лет назад был принят Закон об адвокатуре. Тогда все мы, наверное, были больше романтиками, чем прагматиками, ведь в новой истории России ни один закон так долго не принимался, как этот. И мы были рады хоть такому. Но что получилось, то получилось. И уважаемый коллега Роман Мельниченко в своей статье точно подметил недостатки законодательного регулирования и практического применения института стажерства.

Стажеры – это наш резерв, наше будущее. Где-то хотят и умеют с ними работать, где-то пускают ситуацию на самотек.

У нас в Новосибирской области поначалу все существовало именно так, как обозначил автор, т.е. стажировка организовывалась в адвокатских образованиях, после чего стажеры шли на экзамен, и 50–60 % из них с треском его проваливали. Но в сентябре 2015 г. мы кардинально поменяли систему организации стажировки и подготовки стажеров и взяли подготовку стажеров в свои руки. Ныне существующие правила установлены Положением о стажере адвоката и порядке прохождения стажировки, в котором в силу закона мы не могли (и не хотели) ограничивать право на прохождение стажировки в адвокатском образовании, однако четко установили основания приобретения и прекращения статуса стажера, обязанности стажера и адвоката-наставника и другие общеобязательные положения.

Андрей ЖУКОВ,
президент АП Новосибирской области

Полный текст комментария читайте в печатной версии «АГ» № 3 за 2017 г.


Яндекс.Метрика