×

Андрей Клишас: Изменения УПК позволят избежать незаконного вмешательства в деятельность адвоката

Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству ответил на вопросы «АГ»
По мнению доктора юридических наук А.А. Клишаса, вступивший в силу закон обеспечивает независимость адвокатов, а также повышает гарантии подозреваемых и обвиняемых на получение квалифицированной юридической помощи.

1. 28 апреля вступил в силу принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации закон о поправках в УПК РФ. Как вы считаете, действительно ли эти изменения УПК позволят адвокатам стать равноправными участниками судопроизводства?

Федеральный закон (далее – ФЗ) разработан во исполнение поручения1 Президента РФ о необходимости создания дополнительных гарантий независимости адвокатов, связанных с осуществлением их служебных обязанностей.

ФЗ предусматривает комплекс взаимосвязанных поправок, направленных на совершенствование процедуры уголовного судопроизводства в части обеспечения конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Реализация указанного права обеспечивается, в значительной степени, посредством закрепления гарантий деятельности адвокатов при осуществлении ими своих полномочий в уголовном судопроизводстве.

2. Позволят ли изменения в ст. 49 УПК РФ адвокатам приступить к выполнению поручения доверителя без лишних бюрократических процедур?

В целях исключения практики использования разрешительного порядка допуска адвоката к участию в деле и устранения формальных препятствий для его вступления в уголовное дело федеральным законом вносятся изменения в ст. 49 УПК РФ, согласно которым адвокат «вступает» в уголовное дело, а не «допускается» к участию в нем и обладает всеми процессуальными правами с момента вступления в дело.

Данные изменения основываются на правовой позиции Конституционного Суда РФ2 , разъяснившего, что выполнение адвокатом процессуальных обязанностей не может быть поставлено в зависимость от усмотрения должностных лиц или органов, в производстве которых находится уголовное дело.

Вступая в дело, защитник, соответственно, вправе иметь с подозреваемым, обвиняемым свидания, собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи, привлекать специалиста, присутствовать при предъявлении обвинения, участвовать в допросе, а также в иных процессуальных действиях, производимых с их участием, использовать иные предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством средства и способы защиты, также любые другие средства и способы защиты, не противоречащие закону (ст. 53 УПК РФ).

3. Поддерживаете ли вы положение, согласно которому правоохранительные органы будут предоставлять обвиняемому защитника в порядке, определенном Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации?

Закрепление в законе нормы, обязывающей органы предварительного расследования, приглашая защитника по назначению, учитывать принятый Советом Федеральной палаты адвокатов порядок участия адвокатов в такого рода делах, снижает возможности злоупотреблений со стороны органов предварительного расследования и повышает гарантии подозреваемых и обвиняемых на получение квалифицированной юридической помощи.

4. Как вы можете прокомментировать изменения ст. 161 УПК РФ о содержании сведений, составляющих тайну предварительного расследования и не подлежащих разглашению адвокатом?

Федеральным законом ст. 161 «Недопустимость разглашения данных предварительного расследования» УПК РФ дополняется положениями, регламентирующими условия сохранения тайны следствия.

В частности, устанавливается, что запрет на предание гласности данных предварительного расследования не распространяется на:

  • сведения о нарушении закона органами государственной власти и их должностными лицами;
  • сведения, распространенные следователем, дознавателем или прокурором в средствах массовой информации, в сети «Интернет» либо иным публичным способом;
  • сведения, оглашенные в открытом судебном заседании.

Кроме того, устанавливается, что изложение сведений по уголовному делу в ходатайствах, заявлениях, жалобах и иных процессуальных документах по этому делу, в заявлениях и иных документах, подаваемых в государственные и межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, а также предоставление сведений по уголовному делу лицу, привлекаемому к участию в этом деле в качестве специалиста, при условии дачи им письменного обязательства о неразглашении указанных сведений без согласия следователя или дознавателя, не являются разглашением данных предварительного расследования.

5. Изменения ст. 58 УПК РФ обязывают удовлетворять ходатайство защиты о привлечении к участию в производстве по уголовному делу специалиста для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. А по ст. 159 УПК РФ защите не может быть отказано в приобщении к материалам уголовного дела доказательств, в том числе заключений специалистов. Как эти изменения в законе повлияют на практику?

Изменения в нормы, регламентирующие порядок совершения ряда процессуальных действий (допроса свидетеля, производства обыска, привлечения специалиста), направлены на реализацию закрепленных в УПК принципов состязательности сторон (ст. 15) и обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 16). Соответствующие изменения должны обеспечивать возможность адвоката проявлять процессуальную активность при защите интересов доверителей (участвовать в следственных действиях, привлекать специалистов, ходатайствовать о приобщении доказательств).

Статья 58 УПК РФ дополняется положением о том, что стороне защиты не может быть отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в производстве по уголовному делу специалиста для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

Статья 159 УПК РФ дополняется:

  1. Положением (проектируемая ч. 2.1 ст. 159 УПК РФ), согласно которому защитнику не может быть отказано в участии в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо по ходатайству подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, связанных с обеспечением безопасности потерпевшего, иных участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц. Неявка защитника, своевременно извещенного о месте и времени производства следственного действия, не является препятствием для его проведения.
  2. Положением (проектируемая ч. 2.2 ст. 159 УПК РФ), согласно которому подозреваемому или обвиняемому, его защитнику, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям не может быть отказано в приобщении к материалам уголовного дела доказательств, в том числе заключений специалистов, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для данного уголовного дела и подтверждаются этими доказательствами.

6. Обыск, осмотр и выемка в адвокатском образовании должны проводиться только на основании судебного решения и только в присутствии уполномоченного представителя адвокатского сообщества. Позволит ли эта норма защитить адвокатов от незаконных действий правоохранительных органов?

Изменения, направленные на обеспечение дополнительных гарантий независимости адвоката при производстве допроса адвоката, обыска, осмотра и выемки в его отношении, позволят избежать незаконного вмешательства в деятельность адвоката в связи с оказанием им юридической помощи.

7. Поможет ли поправка в ст. 56 УПК РФ избежать случаев, когда адвоката привлекают в качестве свидетеля по уголовному делу, чтобы он не мог защищать доверителя?

По общему правилу, установленному УПК, адвокаты обладают «свидетельским иммунитетом», т.е. не подлежат допросу в качестве свидетелей. Принятым ФЗ в ст. 56 УПК РФ внесены изменения, допускающие возможность допроса адвоката в случае, если о допросе в качестве свидетеля ходатайствует адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого с согласия и в интересах подозреваемого, обвиняемого.

Следует отметить, что согласно позиции Конституционного Суда РФ3 действующее законодательство не ограничивает адвоката, защитника в реализации его права выступить свидетелем по делу:

«Освобождая адвоката от обязанности свидетельствовать о ставших ему известными обстоятельствах в случаях, когда это вызвано нежеланием разглашать конфиденциальные сведения, пункты 2 и 3 части третьей статьи 56 УПК Российской Федерации вместе с тем не исключают его право дать соответствующие показания в случаях, когда сам адвокат и его подзащитный заинтересованы в оглашении тех или иных сведений. В подобных случаях суды не вправе отказывать в даче свидетельских показаний лицам, перечисленным в части третьей статьи 56 УПК Российской Федерации (в том числе защитникам обвиняемого и подозреваемого), при заявлении ими соответствующего ходатайства. Невозможность допроса указанных лиц – при их согласии дать показания, а также при согласии тех, чьих прав и законных интересов непосредственно касаются конфиденциально полученные адвокатом сведения, – приводила бы к нарушению конституционного права на судебную защиту и искажала бы само существо данного права».

8. Позвольте один вопрос на другую тему. Вы представляете Совет Федерации в Конституционном Суде РФ. Случалось ли вам выступать за признание неконституционными статей законов, которые были приняты с одобрения верхней палаты?

За период осуществления мною полномочий представителя Совета Федерации в Конституционном Суде случаи о выступлении с позицией о неконституционности положений федеральных законов, одобренных Советом Федерации, отсутствовали. Зачастую нарушение конституционных прав мы усматривали в правоприменительной практике. Это не исключает возможность признания неконституционными одобренных законоположений с учетом изменения социально-исторического контекста.


1 Подпункт «б» п. 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. № Пр-2442 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 1 октября 2015 г.: «3. Совету при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека: …

б) представить предложения по созданию дополнительных гарантий независимости адвокатов при исполнении ими служебных обязанностей. Срок – 20 марта 2016 г.».

2 Постановление Конституционного Суда РФ от 25 октября 2001 г. № 14-П: «Согласно статье 48 (часть 2) Конституции Российской Федерации каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Данное право служит для этих лиц гарантией осуществления других закрепленных в Конституции Российской Федерации прав – на получение квалифицированной юридической помощи (статья 48, часть 1), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (статья 45, часть 2), на судебную защиту (статья 46), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123, часть 3) – и находится во взаимосвязи с ними.

Основные права и свободы человека и гражданина, к каковым по своему существу относится право пользоваться помощью адвоката (защитника), признаются и гарантируются в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации), а их признание, соблюдение и защита, в силу предписаний Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им общепризнанных принципов и норм международного права, – обязанность государства и одно из необходимых условий справедливого правосудия».

3 Определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 г. № 108-О.

Рассказать:
Яндекс.Метрика