Криптовалюты (Bitcoin, Ethereum и другие) давно перестали быть технологическим экспериментом. Сегодня они – часть глобальной финансовой системы, а в России – объект судебных споров, налоговых проверок и законодательных инициатив. Однако правовое регулирование криптовалют в РФ остается фрагментарным, что порождает множество вопросов для адвокатов, юристов, предпринимателей и т.д. Рассмотрим, как законодательство и судебная практика адаптируются к новым цифровым реалиям.
С 1 января 2021 г. в России действует Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ЦФА). В нем впервые дано законодательное определение цифровых активов, однако многие вопросы остались неурегулированными. Согласно ст. 1 Закона о ЦФА криптовалютой признается совокупность электронных данных, которые могут быть использованы как объект инвестирования. Однако поскольку криптовалюта не является законным средством платежа на территории России, расчеты ею за товары и услуги запрещены.
Также с 2021 г. доходы от операций с криптовалютами подлежат налогообложению. Согласно ст. 217 Налогового кодекса РФ физические лица обязаны декларировать такие доходы и уплачивать НДФЛ в размере 13% (для резидентов) или 30% (для нерезидентов). В 2023 г. в налоговое законодательство были внесены уточнения, закрепившие порядок расчета налоговой базы при операциях с криптовалютами.
Судебная практика по делам, связанным с криптовалютами, только формируется. Рассмотрим примеры.
В первом случае истец требовал взыскать с ответчика 600 тыс. руб., перечисленных для покупки Bitcoin. Суд отказал в удовлетворении исковых требований, мотивировав тем, что истец не доказал факт неосновательного обогащения ответчика. Суд установил, что денежные средства были перечислены в рамках соглашения о купле-продаже криптовалюты, однако истец не представил доказательств того, что не получил биткойны1.
Одной из ключевых проблем в судебных спорах, связанных с криптовалютами, является доказывание фактов. В упомянутом уголовном деле ключевыми доказательствами стали скриншоты переписки на криптобирже и выписки по счетам.
Однако такие доказательства, на мой взгляд, не всегда надежны, так как их можно подделать или исказить, что создает дополнительные сложности как для судов, так и для участников споров.
В 2023 г. Банк России анонсировал планы по внедрению цифрового рубля. Это может стать важным шагом в развитии цифровой экономики страны, но также создаст дополнительные вызовы для частных криптовалют. Тем самым государство предпринимает попытку вывести из тени все операции между держателями криптовалюты, которые обменивают ее на фиатные валюты через криптобиржи или криптообменники. Эксперты предполагают, что с появлением цифрового рубля регулирование криптовалют ужесточится (Положение Банка России от 3 августа 2023 г. № 820-П «О платформе цифрового рубля»).
Следственный комитет РФ разработал законопроект, которым предлагается признать криптовалюту имуществом в рамках уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Это позволит:
- накладывать арест на криптоактивы как имущество;
- признавать их вещественными доказательствами;
- регулировать изъятие цифровых активов при следственных действиях.
Принятие законопроекта позволит решить ряд вопросов, а именно:
- конкретизировать в УК РФ статус криптовалюты. В настоящее время он в Кодексе не закреплен, что мешает конфискации криптоактивов и квалификации преступлений, совершенных с участием ЦФА;
- борьба с криминалом, без которой сложно противодействовать незаконным финансовым операциям. Если будут четкие границы понятий, закрепленных в законодательстве («отмывание» денежных средств, мошенничество, коррупция), ответственность за нарушение данных норм будет более понятной;
- унификация судебной практики. В настоящее время суды принимают порой противоречивые решения – одни признают криптовалюту имуществом, другие – нет.
В некоторых отраслях криптовалюта частично признается имуществом (например, в НК – с 2025 г.). Уголовное право – самостоятельная отрасль, и изменения в него вносятся отдельно. Полное признание криптовалюты как имущества в Гражданском кодексе пока не введено – государство осторожно подходит к вопросам регулирования данного актива. СКР добивается указанных законодательных изменений с 2021 г. В 2022 г. Генпрокуратура также поддержала данную инициативу. Уже отмечены прецеденты ареста криптовалюты в рамках уголовных дел. Инициатива направлена на усиление контроля действий с криптоактивами в рамках борьбы с преступностью, однако это не означает полного признания их имуществом в гражданском праве.
Следующий вопрос касается использования децентрализованных бирж DEX (платформ в сфере децентрализованных финансов (DeFi), работающих на основе блокчейн-сети. Они не имеют какого-либо органа управления, управляются либо автоматически (смарт-контрактами), либо полуавтоматически (разработчиками и сообществом), что значительно усложняет контроль налогообложения криптовалют в России. Перечислю ключевые причины.
Во-первых, анонимность и отсутствие KYC (от англ. Know Your Customer – «Знай своего клиента») – набора процедур, необходимых для подтверждения личности клиентов, оценки рисков и проверки соблюдения установленных правил. DEX не имеет обязательной верификации (KYC), что позволяет пользователям торговать анонимно, без привязки к личности. В отличие от централизованных бирж (CEX), которые передают данные налоговым органам, DEX не хранят информацию о пользователях.
Во-вторых, невозможность отслеживания транзакций без специальных инструментов. Все операции записываются в блокчейн, но связать кошельки с конкретными лицами без дополнительных данных сложно. Налоговые службы могут анализировать публичные цепочки (например, через Etherscan), но если пользователь использует криптомиксеры2, меняет IP-адреса и адреса цифровых кошельков или выводит средства через анонимные криптовалюты, отследить движение средств практически невозможно.
В-третьих, проблемы с определением налоговой базы. Даже если налоговый орган обнаружит криптооперации, сложно доказать источник средств (легальный доход или нет), курс на момент сделки (особенно при использовании стейблкоинов или кросс-чейн свопов), прибыль/убыток из-за волатильности. В случае P2P-обменов или DEX-сделок подтверждающие документы (как в банках или CEX), как правило, отсутствуют.
Даже если налоговый орган выявит уклонение, конфисковать криптовалюту сложно ввиду отсутствия единого регулятора, если активы хранятся в некастодиальных кошельках (кастодиальный кошелек означает, что криптовалюты фактически хранятся у третьей стороны – например, биржи, банка или другого финансового сервиса. Пользователь доверяет этой организации управление его активами: доступ к средствам возможен только через ее платформу, а приватные ключи (главный инструмент контроля) остаются у хранителя), принудительное изъятие технически затруднено.
Судебная практика по таким делам в РФ только формируется.
Страны Евросоюза и США активно развивают инструменты анализа блокчейна и обязывают DEX внедрять лицензирование. В России пока нет аналогичных технологических и регуляторных механизмов, что делает контроль DEX крайне сложным.
Представляется, что пока законодательно не будет внедрена система автоматического трекинга криптотранзакций (как, например, в Южной Корее) или не будет запрещен DEX (как пытались сделать в некоторых штатах США), налогообложение операций через децентрализованные биржи останется слабоконтролируемой сферой. Однако с ужесточением регулирования (например, через обязательную идентификацию криптокошельков или запрет анонимных обменников) давление на пользователей DEX может возрасти.
В заключение добавлю, что правовое регулирование криптовалют в России находится на стадии формирования. Судебная практика показывает, что участникам рынка необходимо быть предельно внимательными при заключении сделок и тщательно документировать все этапы взаимодействия. В ближайшие годы можно ожидать ужесточения контроля и новых законодательных инициатив, которые окончательно определят место криптовалют в российской правовой системе.
1 Дело № 2-4111/2024 (Ленинский районный суд г. Уфы).
2 Криптомиксер, также известный как cryptomixer или криптовалютный миксер, – сервис, который смешивает криптовалютные транзакции различных пользователей, создавая запутанный путь обмена и тем самым скрывая истинное происхождение криптовалюты.