Судебный департамент при Верховном Суде РФ в рамках сводных статистических сведений о деятельности федеральных арбитражных судов за 2023 г. опубликовал отчет о работе Суда по интеллектуальным правам РФ.
В целом общее количество дел, поступивших в СИП в отчетном году, увеличилось по сравнению с 2022 г. незначительно. Так, в 2023 г. было рассмотрено 1231 дело по интеллектуальным спорам, в то время как в 2022 г. – 1123. Скорее всего, в дальнейшем будет наблюдаться снижение общего количества дел.
Интересно и то, что количество дел, связанных со средствами индивидуализации, а именно с товарными знаками, по меньшей мере не снижается. Вместе с тем наблюдается рост количества дел о защите интеллектуальных прав на маркетплейсах.
В каких случаях возникает обращение к маркетплейсам, рассмотрим на примерах из судебной практики.
Так, компания «Вексель», являющаяся владельцем торговой марки HIGHLANDER, подала иск против компании «Купишуз» с целью защиты своих исключительных прав и получения компенсации в размере 5 млн руб. Истец утверждал, что ответчик нарушил его права, разместив на сайте интернет-магазина продукцию с этим наименованием для продажи. Первоначально суд отклонил иск, мотивировав тем, что правообладатель злоупотребляет правами. Однако на апелляционном этапе было принято решение частично удовлетворить иск, назначив компенсацию в 50 тыс. руб., учитывая, что правообладатель товарный знак для обуви не применял. Верховный Суд и СИП подтвердили это решение (Постановление СИП от 21 октября 2016 г.; Определение ВС от 2 февраля 2017 г. № 305-эс16-19777 по делу № А40-26217/2015). Однако вопрос об ответственности компании «Купишуз» как информационного посредника не был рассмотрен судами.
Другой пример. В ходе рассмотрения дела № А40-302888/19 (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2020 г. № 09АП-48163/2020) судебные инстанции единогласно подчеркнули, что маркетплейс и продавец товара несут общую ответственность за нарушения. Суть дела заключалась в том, что индивидуальный предприниматель подала иск против обществ с ограниченной ответственностью «Заславская кондитерская фабрика» (Республика Беларусь), «ВАЛЛАР» и «ВАЙЛДБЕРРИЗ», которые, по мнению истца, нарушили ее право на товарный знак «ЛАФИНЕЛЬ». Судебная практика показала, что первый ответчик выступает в качестве производителя вафельных трубочек, маркированных как Lafinele с использованием названия «Лафинель», второй реализует эти товары через интернет-площадку третьего ответчика. Однако учитывая, что первый ответчик ведет производственную деятельность в Беларуси, суд не удовлетворил иск к нему. Тем не менее было принято решение о солидарном взыскании компенсации в 200 тыс. руб. с первого и второго ответчиков, поскольку было установлено их совместное нарушение прав на товарный знак. При этом суды отказались применять к маркетплейсу правила, касающиеся информационных посредников.
Статистика, приведенная Роспатентом, сообщает следующие данные. Так, споры по обжалованию решений Роспатента в отношении средств индивидуализации за 2023 г. составили 1940 (из них на товарные знаки – 1928), по сравнению с 2022 г. рассмотрено на 10 дел меньше (общее количество решений по товарным знакам – 1938).
Количество оспоренных решений за 2023 г. составило 604, в то время как в 2022 г. их количество достигло 651, а вот количество решений, оставленных в силе, значительно уменьшилось по сравнению с 2022 г. (569 – в 2022 г., 486 – в 2023 г.).
Кроме того, практика показывает намечающийся тренд на более широкое применение отчетов об оценке нематериальных активов в судебных процессах.