Qui suo jure utitur, nemini facit injuriam.
Кто пользуется своим правом,
тот не нарушает ничьего права?
Собственность – дело святое. И охранять ее надо со всем прилежанием. Например, поставить капкан в автомобиль. Или обнести шесть соток проводом под напряжением. Или вбить на запятках кареты гвозди остриями вверх – говорят, что этим грешили даже либералы и демократы, в их числе поэт Некрасов.
К сожалению, такие случаи были, есть и будут. Правда, рассматриваются они, как правило, в порядке криминального судопроизводства. Казус с электричеством в заборе разбирали, помнится, на семинаре по уголовному праву. Представленное дело решено в гражданском порядке.
Рассмотренные в деле вопросы представляют несомненный интерес: каковы границы пользования правом? Действует ли собственник (забивая гвозди, устанавливая капкан, пуская ток в оголенный провод) в пределах своего права или за его пределами? Не являются ли такие действия необходимой обороной? В чем разница между угрозой словесной и предметной?
Кстати, насчет угрозы. Ответственность за угрозу предусматривалась еще римским правом: если кто выставлял или подвешивал что-либо такое, что может упасть и причинить кому-либо вред, то он отвечал по иску «о выставленном или подвешенном» – actio de positis et suspensis. То есть отвечал за факт угрозы, безотносительно к последствиям.
Правило же, извлеченное из представленного дела, может быть сформулировано так: всякое само по себе незапрещенное деяние становится противозаконным, коль скоро причинило другому лицу телесное повреждение, и может быть вменено в вину как явно неосторожное.