В толковом словаре С. И. Ожегова подлог определен как подделка, составление ложного, фальшивого документа, записи1. Д. Н. Ушаков формулирует подлог следующим образом: «Подделка с целью обмана, введение в заблуждение»2. Думается, что первое определение является более точным, так как в нем выражена сущность подлога – создание (составление, изготовление) фальшивого (ложного) документа для его социально опасного использования в общественных отношениях. Цель такого изготовления может быть не только корыстной – она может выражать групповые интересы и соответствовать экспектациям определенного социума3.
Информационные подлоги, используя принцип дихотомии, можно условно разделить на две группы: традиционные и нетрадиционные.
Традиционные информационные подлоги существуют с древних времен. К ним относится заведомо ложный донос, уголовная ответственность за который введена с принятием Судебника 1550 г.4. К традиционным информационным подлогам также относятся распространение слухов, составление писем и сочинений ложного содержания для возбуждения общественной тревоги с целью сопротивления властям. Уголовное уложение 1903 г. содержало запрет распространять на бирже или среди лиц, занимающихся биржевыми операциями, заведомо ложные слухи.
Полагаю, необходимо различать понятия дезинформации и фейков. Дезинформация строится на сочетании правды, полуправды и лжи, а фейки – ложная информация. Фейки отличаются от дезинформации по субъективной стороне (они всегда умышленные и не могут быть неосторожными), сферам применения (использование в так называемых информационных войнах). Дезинформация адресована определенным лицам, фейки – неопределенному кругу лиц. Фейки характеризуются большей степенью эмоционального накала и широко опираются на визуальный ряд5. Специалисты выделяют глубокие фейки (deep fakes) – технологии искусственного синтеза человеческого изображения, основанные на использовании нейросетей и искусственного интеллекта, позволяющие создавать высокореалистичные фото- и видеоизображения людей либо производить модификацию фото-, аудио- и видеоматериалов6.
Юридические признаки фейковой информации приведены в п. 2 и 3 ч. 1 ст. 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», в частности:
- ложные сообщения об актах терроризма и иная недостоверная общественно значимая информация, распространяемая под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи и (или) повлекла указанные и иные тяжкие последствия;
- распространяемая под видом достоверных сообщений недостоверная информация, содержащая данные об использовании Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно содержащая данные об исполнении госорганами их полномочий за пределами России в указанных целях, или информация, направленная на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил РФ в указанных целях, а равно направленная на дискредитацию исполнения госорганами их полномочий за пределами территории РФ в указанных целях.
Нетрадиционные подлоги – это преступления, предусмотренные ст. 207.1, 207.2, 207.3 и 354.1 УК РФ. Уголовная ответственность за совершение нетрадиционных информационных подлогов вводилась по мере актуализации проблем, для решения которых требовалось оперативное реагирование.
В заключение приведу цитату из интервью первого заместителя председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, председателя Башкортостанского отделения АЮР Ирины Панькиной: «Уголовный кодекс имеет своей целью не только наказать, но и упредить. Закон принят для того, чтобы дать нашим гражданам предупреждающий сигнал о том, как точно нельзя действовать»7.
1 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 2010. С. 537.
2 Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М., 2008. С. 720.
3 Баландин А. Л. Ответственность за подлоги в России (досоветский период) // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2024. Т. 21. № 1. С. 78–85.
4 Российское законодательство Х–ХХ веков: в 9 т. / Под общ. ред. О. И. Чистякова. Т. 2. М. 1985.
5 Воронова О. Е., Трушин А. С. Современные информационные войны. Стратегии, типы, методы, приемы. М. 2021. С. 75–79.
6 Смирнов А. А. «Глубокие фейки». Сущность и оценка потенциального влияния на национальную безопасность. С. 63–84.
7 И. Панькина: Закон о фейках предупреждающий сигнал о том, как нельзя действовать// Российская газета. Власть. 2022. 27 июля.