×

Когда осмотр жилища проведен незаконно

По ходатайству защиты суд первой инстанции признал ряд доказательств стороны обвинения недопустимыми
Баландин Алексей
Баландин Алексей
Адвокат АП Омской области, КА «Межрегион»

Доказательственное право является важнейшей частью уголовно-процессуального права. Его проблемы всегда находились в центре внимания процессуалистов. В последние годы особенно возрос интерес к изучению проблем недопустимости доказательств.

Институт допустимости доказательств, свойственный состязательному типу уголовного судопроизводства, был воспринят российским уголовным процессом с началом реформ 1864 г. На протяжении ряда лет в советском уголовном процессе вопросам допустимости доказательств, на мой взгляд, не уделялось достаточного внимания – в законодательстве отсутствовали нормы, прямо определяющие условия допустимости доказательств.

Эффективность доказательств должна быть оценена с точки зрения как соответствия назначению уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ), так и гарантий прав и законных интересов участников уголовного процесса, а также обеспечения равноправия сторон обвинения и защиты.

При этом необходимо учесть, что практически невозможно предусмотреть в законе все ситуации, возникающие при проведении следственных и процессуальных действий, которые могут привести к признанию доказательств недопустимыми и их исключению. Таким образом, при решении вопросов о допустимости того или иного доказательства его следует оценивать в ракурсе соблюдения конституционных прав и свобод человека – с учетом того, что является приоритетным в назначении уголовного судопроизводства.

Особенно важными с точки зрения защиты прав участников уголовного судопроизводства и обеспечения законности решений в уголовном процессе являются вопросы, касающиеся процедуры признания доказательств недопустимыми и их исключения из совокупности доказательственного материала.

Формулировка ч. 1 ст. 75 УПК РФ при буквальном толковании позволяет необоснованно сужать основания признания доказательств недопустимыми, что противоречит ч. 2 ст. 50 Конституции РФ и может приводить к исследованию в судебном заседании недопустимых доказательств. Поясню свою точку зрения. Требование ч. 2 ст. 50 Конституции связывает признание доказательства недопустимым с нарушением любого закона, а ч. 1 ст. 75 УПК ограничивает это понятие соблюдением норм уголовно-процессуального кодекса.

В качестве положительного примера признания недопустимыми доказательств приведу уголовное дело, в котором я участвовал в качестве защитника.

Органом предварительного следствия В. был привлечен в качестве лица, совершившего четыре преступных деяния, относящихся к категории тяжких.

Я вступил в данное дело в качестве защитника на стадии предварительного расследования.

Анализ доказательств обвинения помог выявить в ходе сбора доказательств существенные нарушения, допущенные субъектом расследования.

В частности, в материалах дела имелся протокол осмотра места происшествия – жилища обвиняемого. Согласно ст. 176 УПК осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (ч. 1); осмотр места происшествия, документов и предметов может быть произведен до возбуждения уголовного дела (ч. 2).

В соответствии со ст. 25 и 55 Конституции каждому гарантируется право на неприкосновенность жилища, и предусмотрено, что никто не вправе проникать в жилое помещение против воли проживающих в нем лиц, кроме как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для достижения конституционно значимых целей.

Согласно ч. 1 ст. 12 УПК осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 5 ст. 165 Кодекса. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра помещения, следователь в порядке ч. 5 ст. 177 УПК заявляет в суд ходатайство о производстве осмотра на основании ст. 165 УПК.

Исходя из системного толкования указанных норм, при отсутствии согласия проживающих на осмотр жилища уголовно-процессуальное законодательство устанавливает обязательный судебный контроль производства данного следственного действия, в процессе которого оценивает изложенные в ходатайстве (уведомлении) сведения на предмет законности и обоснованности. Осмотр жилища как места происшествия исключением для применения указанных норм закона не является.

Следователем в нарушение требований ст. 165, 176 и 177 УПК был проведен осмотр места происшествия – жилища в отсутствие как согласия проживающих там лиц, так и последующего судебного контроля законности следственного действия.

В ходе судебного следствия я неоднократно ходатайствовал о признании недопустимыми и исключении из числа доказательств протокола осмотра места происшествия и всех производных от него доказательств. Особо отмечу, что в число производных от протокола осмотра места происшествия входили все проведенные по данному делу заключения экспертиз: судебно-биологической, молекулярно-генетической, дактилоскопической и т.д.

Суд указал, что оценка указанным ходатайствам будет дана в совещательной комнате при вынесении итогового решения по делу.

В итоговом постановлении ввиду существенности допущенных сотрудником следственного органа нарушений в силу требований ст. 75 УПК суд признал протокол осмотра места происшествия – жилища, а также всех доказательств, производных от данного протокола, в части произведенных действий с изъятыми в ходе осмотра предметами недопустимыми доказательствами и исключил из материалов дела. В адрес руководителя следственного органа вынесено частное постановление.

Завершить заметку хочу крылатой фразой «дорогу осилит идущий». Уверен, что адвокатскому сообществу по силам, сообща, оказать влияние на оценку доказательств в целях ее соответствия назначению уголовного судопроизводства.  

Рассказать:
Другие мнения
Васюхин Максим
Васюхин Максим
Адвокат АП Хабаровского края, КА Железнодорожного округа г. Хабаровска
Значимость подписи адвоката на процессуальных документах
Уголовное право и процесс
Почему явку с повинной стоит приравнивать к показаниям
26 мая 2023
Фомин Михаил
Фомин Михаил
Председатель президиума Московской городской коллегии адвокатов «Фомин и партнеры», к.ю.н.
Оправдали единогласно
Уголовное право и процесс
Удалось доказать присяжным непричастность подзащитного к убийству, которое ему вменялось
26 мая 2023
Мелкумов Артем
Мелкумов Артем
Адвокат АП Псковской области, адвокатская консультация № 70 Межреспубликанской коллегии адвокатов
Обвинение в контрабанде удалось оспорить
Уголовное право и процесс
Проблемы ведомственного и прокурорского контроля при принятии решений о возбуждении дел по ст. 200.1 УК
25 мая 2023
Иванова Юлия
Иванова Юлия
Управляющий партнер юридической компании ЮКО
Преимущественное право покупки доли – превыше всего
Гражданское право и процесс
Комментарий к постановлению КС РФ по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 250 ГК
24 мая 2023
Менде Елена
Менде Елена
Адвокат АП Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская коллегия адвокатов «Смоленка 33»
«Плюсы» и «минусы» досудебного обжалования решений контрольно-надзорных органов
Уголовное право и процесс
Проблемы негармонизированного регулирования
23 мая 2023
Голенев Вячеслав
Голенев Вячеслав
Адвокат АП г. Москвы, член КЭС ФПА, управляющий партнер АБ «Адвокаты: Голенев и Партнеры», к.ю.н.
«Заморозка» – не исцеление, а лишь симптоматическое лечение
Арбитражный процесс
Комментарий к отчету о работе арбитражных судов по рассмотрению банкротных дел
23 мая 2023
Яндекс.Метрика