×

Криптовалюта: пробелы регулирования

Проект поправок в НК РФ, связанных с налогообложением криптовалюты, требует доработки
Борщ Юрий
Борщ Юрий
Юрист, партнер консалтинговой компании «Кучерена Групп»

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ЦФА) и повышением внимания налоговых органов к иностранным активам россиян граждане стали декларировать доходы от продажи криптовалюты для уплаты НДФЛ. В Законе о ЦФА указано, в частности, что права держателей криптовалюты попадают под судебную защиту только в том случае, если криптовалюта задекларирована.

В отсутствие детального законодательного регулирования налогообложение оборота криптовалют строится исходя из базовых принципов гл. 23 («Налог на доходы физических лиц») НК РФ. То есть, поскольку особый порядок налогообложения доходов при совершении операций с криптовалютой Кодексом не установлен, на них распространяются общие положения по уплате НДФЛ (Письмо Минфина России от 17 мая 2018 г. № 03-04-07/33234).

Физическое лицо получает доход, как правило, в момент конвертации криптовалюты в фиатные средства (традиционные валюты). В этот момент у него возникает обязанность по определению налоговой базы и уплате налога. При этом физлицо самостоятельно несет обязанность по исчислению и уплате налога1.

Читайте также
Предлагается четче закрепить в НК обязанность платить налоги с дохода от криптовалют
Соответствующий законопроект внесен в Госдуму правительством
03 декабря 2020 Новости

Проект поправок в части первую и вторую НК (законопроект № 1065710-7), направленный на детальное регулирование налогообложения криптовалюты (насколько это возможно в условиях текущего законодательного регулирования и сложности рассматриваемого вопроса), пока прошел в Госдуме только первое чтение, и до 18 марта 2021 г. к нему должны были быть представлены поправки. Официальной информации о представлении поправок в настоящий момент нет.

При этом, как указано в пояснительной записке, цифровую валюту предлагается признать имуществом и установить для налоговых органов возможность истребовать у банков выписки по счетам физических лиц, использовавшимся для проведения операций с криптовалютой. Отмечается также, что в настоящее время у налоговых органов отсутствует информация об открытых российскими гражданами и юридическими лицами криптовалютных кошельках и осуществляемых по ним операциях. Вместе с тем, как указано в заключении Правового управления Госдумы, представленном до вынесения законопроекта на рассмотрение депутатов, не ясно, для налогообложения каким налогом цифровая валюта будет являться объектом.

При этом законопроектом в целях налогообложения не затрагиваются цифровые финансовые активы, под которыми ст. 1 Закона о ЦФА признаются цифровые права. Закон о ЦФА, вступивший в силу 1 января 2021 г., не регулирует рассматриваемый вопрос (применительно к налогообложению) и не должен этого делать в силу специфики законодательного регулирования вопросов налогообложения. Однако, на мой взгляд, очевидно, что внесение изменений в НК должно осуществляться с учетом и на основе всего массива действующих нормативных правовых актов (то есть и с учетом Закона о ЦФА).

Вопрос о регулировании обращения криптовалюты данным Законом в терминологическом аспекте является дискуссионным: содержащееся в нем понятие «цифровая валюта» не охватывает все признаки криптовалюты. Вместе с тем, исходя из пояснительной записки и иных материалов к проекту поправок в НК, цифровая валюта включает в том числе криптовалюту. При этом согласно ч. 4 ст. 14 Закона о ЦФА «организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами». До настоящего момента такого закона нет – то есть нет правил эмиссии и оборота криптовалюты.

Следуя буквальному толкованию данной нормы, можно заключить, что организация обращения криптовалюты за рубежом не должна регулироваться специальным федеральным законом, в отличие от организации обращения в России.

Выходит, что большинство (возможно, подавляющее большинство) транзакций, совершаемых в настоящий момент с криптовалютой, могут не дожидаться отдельного законодательного регулирования, что само по себе нелогично (в силу необходимости полного и исчерпывающего законодательного регулирования данного вопроса независимо от территориального признака). При этом четкого и детального разъяснения термина «обращение» на какой-либо территории также нет.

Возросшее внимание уполномоченных органов исполнительной и законодательной власти к обороту криптовалют – даже в условиях отсутствия детального законодательного регулирования – послужило катализатором роста потребности участников оборота криптовалюты в защите их интересов.

Таким образом, думаю, что в ближайшее время следует ожидать усиления тенденции к декларированию операций с криптовалютой – прежде всего в превентивных, «защитных» целях, – а также в связи с необходимостью выполнить требования Закона о ЦФА в том виде, в котором они существуют в настоящее время.

Вместе с тем наличие чрезвычайно больших пробелов в законодательстве в части базового понимания криптовалюты, порядка ее выпуска и обращения и вытекающее из этого неполное законодательное регулирование порядка ее налогообложения должны, по моему мнению, привести к корректировке обсуждаемого проекта поправок в НК.


1 Налоговая база по операциям купли-продажи криптовалют определяется в рублях как превышение общей суммы доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи соответствующей криптовалюты, над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение. То есть доход может быть уменьшен на расходы по приобретению криптовалюты, если они документально подтверждены (подп. 2 п. 2 ст. 220 НК; письма Минфина от 8 ноября 2018 г. № 03-04-07/80764, от 17 мая 2018 г. № 03-04-07/33234). При получении дохода от продажи криптовалюты необходимо самостоятельно исчислить НДФЛ и подать налоговую декларацию. Однако перечень документов и порядок подтверждения расходов по операциям с криптовалютой не установлены (п. 7 ст. 220, подп. 2 п. 1, п. 2 и 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК).

Рассказать:
Другие мнения
Григорьев Дмитрий
Григорьев Дмитрий
Директор юридического департамента Европейской медиагруппы
Реклама или нет?
О рекламе
Административные, судебные, гражданско-правовые и социально-культурные аспекты квалификации информации
26 ноября 2024
Лазарев Константин
Лазарев Константин
Адвокат АП г. Москвы, руководитель направления «Уголовное право» КА Thema Legal
Минимизировать риск показаний, полученных «под давлением»
Уголовное право и процесс
Почему процессуальный допрос свидетелей стоит передать суду
26 ноября 2024
Исаев Давид
Исаев Давид
Начальник юридического отдела ООО «Стройкапитал»
Облигации и связанные с ними риски
Корпоративное право
Проблемы реализации института реструктуризации обязательств по долгам эмитента
22 ноября 2024
Коваль Юрий
Коваль Юрий
Адвокат АП г. Москвы
Защита бизнеса от заградительных тарифов банков
Арбитражный процесс
ВС обратил внимание на проблему использования банками публичного статуса в их интересах
12 ноября 2024
Лазарев Константин
Лазарев Константин
Адвокат АП г. Москвы, руководитель направления «Уголовное право» КА Thema Legal
Предъявление обвинения стоит делегировать прокурору
Уголовное право и процесс
«Предрешенность» ходатайств об избрании меры пресечения в виде стражи: пути решения проблемы
06 ноября 2024
Саркисов Валерий
Саркисов Валерий
Адвокат АП г. Москвы, АК «Судебный адвокат»
Проблемы применения ч. 1 ст. 219 УПК
Уголовное право и процесс
О необоснованном использовании нормы для продолжения расследования после объявления об окончании следствия
05 ноября 2024
Яндекс.Метрика