×

Власти России, возможно, депортировали иностранца вопреки запрету ЕСПЧ

Представители гражданина Республики Кыргызстан Хамидулло Камбарова не знают, депортирован он или нет
Фото: «Адвокатская газета»
Юрист Элеонора Давидян указала, что в данном случае решение о депортации было принято, несмотря на то, что по ходатайству Камбарова о предоставлении статуса беженца не было вынесено окончательного решения. Адвокат Дарья Тренина отметила, что процедура экстрадиции была подменена стремительной процедурой депортации, которая не предусматривает автоматических средств приостановки. Адвокат Кирилл Жаринов рассказал, что до сих пор занимается поиском заявителя.

Юрист программы «Право на убежище» Института прав человека Элеонора Давидян рассказала «АГ», что 4 сентября российские власти допустили новое нарушение запрета Европейского Суда по правам человека, принявшего срочные меры по делу заявителя Хамидулло Камбарова, попытавшись депортировать его в Кыргызстан, где ему грозят пытки. 

В связи с уголовным преследованием за преступление, якобы совершенное в ходе межэтнических столкновений, Хамидулло Камбаров прибыл в Россию из Кыргызстана в ноябре 2017 г. 

12 декабря 2017 г. от ОВД г. Жалал-Абад УВД Джалал-Абадской области МВД Республики Кыргызстан поступило ходатайство о задержании и заключении под стражу Камбарова, в связи с чем он был помещен в СИЗО. Срок содержания под стражей неоднократно продлевался, последний – до 11 сентября. После задержания Камбаров обратился к российским властям с ходатайством о признании его беженцем, однако в июле ему было отказано в этом.

23 июля 2018 г. ГУПЭ МВД России вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) Хамидулло Камбарова в РФ. 29 августа начальник отдела по вопросам миграции УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве принял решение о его депортации. Как сообщила «АГ» Элеонора Давидян, Камбарова освободили раньше окончания установленного судом срока содержания под стражей – 3 сентября – и немедленно вновь задержали для депортации.

Юристы программы «Право на убежище» Института прав человека Элеонора Давидян и Дарья Тренина, а также адвокат АП г. Москвы Кирилл Жаринов обратились в ЕСПЧ с просьбой о применении срочных мер для приостановления высылки заявителя. 4 сентября Суд принял решение о применении в отношении Камбарова мер в соответствии с правилом 39 Регламента ЕСПЧ и указал, что заявителя не следует депортировать в Кыргызстан до 11 сентября.

Элеонора Давидян отметила, что к моменту получения ответа от ЕСПЧ сотрудники отдела по вопросам миграции УВД по СВАО г. Москвы уже увезли Камбарова в неизвестном направлении, целенаправленно скрывшись от следовавшего за ними адвоката Кирилла Жаринова. Юрист добавила, что найти Камбарова удалось только на следующее утро – оказалось, что 4 сентября его отвезли в аэропорт Домодедово и зарегистрировали на рейс в Кыргызстан, однако он стал активно протестовать, и его вернули в отделение полиции. 

Кроме того, 4 сентября Хамидулло Камбаров обратился в Бабушкинский районный суд г. Москвы с административным исковым заявлением об оспаривании решения о депортации, а также с заявлением о применении предварительных мер защиты по административному иску. В административном исковом заявлении (имеется в распоряжении «АГ») он указал, что решение о депортации принято в нарушение установленного законом порядка.

Кроме того, отмечается, что не был учтен тот факт, что он ищет убежище в России. Камбаров указал, что его возвращение в Кыргызстан фактически означает его передачу правоохранительным органам страны, где в отношении него ведется уголовное преследование и заочно избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, что чревато крайне высоким риском применения пыток, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения.

В заявлении указывается, что в соответствии со ст. 25.10 Закона о порядке выезда и въезда в РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, обязаны выехать в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Также Камбаров отметил, что решением ГУВМ МВД России от 19 июля 2018 г. ему было отказано в признании беженцем, однако это решение обжаловано в Басманный районный суд г. Москвы. Судебное заседание назначено на 6 сентября, в связи с чем он не может быть выслан из страны до принятия окончательного решения по данному вопросу.

В заявлении о применении предварительных мер защиты по административному иску Камбаров попросил суд на основании гл. 7 КАС РФ приостановить действие решения о его депортации и незамедлительно проинформировать об этом УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве.

Элеонора Давидян рассказала «АГ», что вечером 5 сентября Камбарова в неизвестном направлении вновь увезли сотрудники ОВМ, сообщив адвокату ложную информацию и оторвавшись от него по дороге. «На данный момент местонахождение Камбарова неизвестно. Мы полагаем, что, к сожалению, была предпринята новая попытка депортации, несмотря на то, что все соответствующие службы и сотрудники были уведомлены о запрете Европейского Суда», – отметила она. 

Как отметила Элеонора Давидян, процедура депортации не предусматривает возможности обжалования, которое приостановило бы исполнение до рассмотрения судом. «А в данном случае решение о депортации было принято еще и несмотря на то, что по ходатайству Камбарова о предоставлении статуса беженца не было вынесено окончательного решения», – пояснила юрист.

Адвокат Дарья Тренина пояснила, что основания для отказа в выдаче иностранного гражданина перечислены в УПК РФ. При этом, хотя риск пыток среди них отсутствует, Пленум ВС указал, что перечень УПК не является исчерпывающим, а основания отказа – в частности, нарушение права не подвергаться пыткам – могут содержаться в международных договорах России.

«Однако в случае нашего доверителя процедура экстрадиции была подменена стремительной процедурой депортации, которая не предусматривает автоматических средств приостановки. По КАС суд, которому подан иск против решения о депортации, не обязан принимать срочные меры, но может это сделать в течение суток с момента поступления соответствующего заявления от истца», – пояснила Дарья Тренина. Адвокат добавила, что при этом суды часто нарушают этот срок или слишком поздно уведомляют миграционные органы: «Так, в деле Камбарова сутки уже истекли, но никакого решения по заявлению о срочных мерах еще не было принято».

«Наши действия – жаловаться в ЕСПЧ и одновременно пытаться его найти, направляя запросы в компетентные органы и авиакомпании», – указала адвокат.

В авиакомпании, рейсом которой предположительно должен был улететь Камбаров, корреспонденту «АГ» пояснили, что это дело федеральных служб и за получением дополнительной информации необходимо обратиться в офис их юридического департамента. При этом представитель перевозчика указал, что может сообщить адрес, но не телефон департамента.

На вопрос о том, могла ли авиакомпания помочь в данном случае, Дарья Тренина ответила, что они не отвечают за действия правоохранительных органов, однако не сажают на рейс людей, которые не хотят лететь.

Адвокат Кирилл Жаринов рассказал «АГ», что до сих пор занимается поиском Камбарова: «Только что подал заявление в УВД по СВАО. Там созвонились с заместителем начальника отдела по вопросам миграции, однако в итоге мне не смогли дать никаких внятных объяснений происходящего и не сообщили о месте нахождения доверителя. Сейчас я снова еду в отдел по вопросам миграции».

«Камбарова, вероятно, скрывают для того, чтобы исполнить решение о депортации без адвоката, чтобы я не поднимал скандал. Даже если его помещают в Центр временного содержания иностранных граждан через суд, что должно происходить, потому что уже истекло 48 часов с момента его задержания, все это проще сделать без адвоката», – добавил Кирилл Жаринов.

На официальный запрос УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве оперативно комментарий получить не удалось. Ранее, поздно вечером, в дежурной части по телефону указали, что такие решения принимает суд и они не могут комментировать ситуацию, пояснив при этом, что для исполнения судебных решений есть Служба судебных приставов.

Рассказать:
Яндекс.Метрика