×

Не «элемент режима», а исключительная мера

Ограничение прав пациентов психиатрических больниц требует четкой регламентации
Бартенев Дмитрий
Бартенев Дмитрий
Адвокат АП Санкт-Петербурга, АБ «Онегин»

Минздрав России представил на общественное обсуждение проект постановления Правительства РФ об утверждении Правил принятия решения об ограничении прав пациента, выбора формы и продолжительности устанавливаемых ограничений прав пациента, а также извещения пациента о принятии такого решения. Документ подготовлен во исполнение закона (Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 465-ФЗ), которым в августе 2023 г. были внесены поправки в ст. 37 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – Закон о психиатрической помощи), которые вступят в силу с 1 сентября 2024 г.

Читайте также
Предлагается, чтобы главврачи психиатрических клиник принимали решения об ограничении прав пациентов
Согласно проекту постановления правительства продолжительность устанавливаемых ограничений прав пациента не должна превышать 15 дней, но при необходимости ее можно будет продлить
31 января 2024 Новости

Новая редакция ст. 37 Закона предусматривает более строгие критерии и порядок ограничения прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, причем госпитализированных как добровольно, так и недобровольно. Таким образом, ст. 37 предлагается дополнить требованием указания конкретных оснований, послуживших поводом для ограничения прав пациента. Проект содержит исчерпывающий перечень допустимых форм таких ограничений, а также, – что представляется особенно важным, – указано на необходимость соблюдения порядка введения ограничений и информирования пациента об их применении.

Цель таких нововведений – прекратить распространенную практику произвольного и неформального установления ограничений любых прав всех пациентов, находящихся в психиатрических больницах, – при том, что во многих случаях такие ограничения (которые по смыслу закона должны быть индивидуализированными и носить характер исключительной меры) на практике порой становятся неотъемлемым элементом режима психиатрического стационара.

Соответственно в проекте постановления предлагается конкретизировать порядок применения ограничений прав пациента за счет введения требования к обязательному документированию данного решения в истории болезни и письменного информирования пациента о данном решении не позднее 8 часов с момента его принятия. Введение такой процедуры формального информирования пациента призвано обеспечить возможность пациенту, не согласному с принятым решением, обжаловать его главному врачу, в прокуратуру либо в суд. В случае невозможности по психическому состоянию пациента довести до его сведения информацию о введенных ограничениях проектом предусмотрено информирование об этом законного представителя пациента, одного из родственников пациента или указанного им лица. Такая мера также представляется разумной, поскольку направлена на обеспечение доверенным лицам пациента возможности обеспечить защиту его прав и оспаривание ограничений, если они применяются необоснованно. Следует учитывать, однако, что информирование не являющегося законным представителем родственника или иного лица о состоянии здоровья пациента, включая факт применения к последнему ограничений его прав, допустимо только с согласия пациента. 

Проектом также предусмотрено установление предельного срока для введения ограничений прав пациента – до 15 дней. Несмотря на то что срок ограничения может быть продлен, само по себе его определение призвано исключить ситуацию, в которой пациент не знает, применяются ли к нему ограничения прав, каких именно и на какой срок.

Формализация процедуры ограничения прав пациента призвана обеспечить уважение достоинства пациентов психиатрических стационаров. Отмечу, что действующий Закон о психиатрической помощи, по сути, содержит идеи, сформулированные в новой редакции ст. 37 и в проекте постановления Правительства РФ: ограничения прав пациентов психиатрических больниц должны быть обоснованными, конкретными, ограниченными по продолжительности и форме. Тем не менее строгие правила внутреннего распорядка («режима») психиатрических стационаров нередко устанавливают разрешительный порядок пользования правами, гарантированными законом, для всех пациентов – независимо от того, были ли в их отношении введены конкретные ограничения, – в результате чего права пациентов становятся привилегиями, реализация которых зависит от усмотрения сотрудников медучреждения.

Например, на практике нередко приходится сталкиваться с ситуациями отказа адвокату в посещении пациента психиатрического стационара для оказания ему юридической помощи по тому мотиву, что пациент ограничен в праве принимать посетителей. При этом с точки зрения закона право на встречу с адвокатом является абсолютным и не подлежащим ограничению ни при каких условиях, в том числе по мотивам психического состояния или дееспособности доверителя. В таких ситуациях следует учитывать, что по смыслу Закона о психиатрической помощи, а также Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» право адвоката на встречу с его доверителем как производное от права самого пациента на юридическую помощь адвоката не может быть ограничено со ссылкой на ч. 3 ст. 37 Закона о психиатрической помощи, допускающей ограничение права пациента «принимать посетителей». В случае если администрация психиатрического стационара отказывает во встрече адвоката с его доверителем, адвокату следует обжаловать такие действия в прокуратуру, в суд, а также извещать региональную адвокатскую палату.

Насколько предложенные нововведения помогут преодолеть эту ситуацию, покажет практика.

Рассказать:
Другие мнения
Смирнова Виолетта
Смирнова Виолетта
Адвокат АП г. Москвы, «Адвокатский кабинет адвоката Смирновой Виолетты Георгиевны»
Убийство, совершенное с особой жестокостью
Уголовное право и процесс
Сложности квалификации преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105 УК РФ
25 апреля 2024
Матвеев Михаил
Матвеев Михаил
Адвокат АП г. Москвы, КА «Московский Юридический центр», почетный адвокат России
Аудиоконтроль амбулаторного приема врача: спорные вопросы
Медицинское право
Риски нарушения законодательства об обработке персональных данных
23 апреля 2024
Макаров Сергей
Макаров Сергей
Советник ФПА РФ, адвокат АП Московской области, руководитель практики по семейным и наследственным делам МКА «ГРАД», медиатор, доцент Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н.
Ордер в первую очередь – подтверждение принятия конкретным адвокатом поручения на оказание юридической помощи конкретному доверителю
Уголовное право и процесс
И лишь во вторую – подтверждение полномочий адвоката
23 апреля 2024
Кондин Алексей
Кондин Алексей
Адвокат АП г. Санкт-Петербурга, партнер Vinder Law Office
Ответственность за контрабанду возросла
Уголовное право и процесс
Комментарий к изменениям в ст. 226.1 УК РФ
19 апреля 2024
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Юрист, партнер агентства практикующих юристов «Правильное право», помощник депутата Госдумы РФ
«Статичное» регулирование или справедливый подход?
Семейное право
И вновь о дуализме механизма взыскания алиментов на содержание детей
11 апреля 2024
Насонов Сергей
Насонов Сергей
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокат АП г. Москвы, профессор кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н.
Смертная казнь: уголовно-процессуальный аспект
Уголовное право и процесс
Включение данной меры в УК заставит вернуть эти составы преступлений в подсудность присяжных
04 апреля 2024
Яндекс.Метрика