25 января Минздрав России вынес на общественное обсуждение проект правительственного постановления «Об утверждении Правил принятия решения об ограничении прав пациента, выбора формы и продолжительности устанавливаемых ограничений прав пациента, а также извещения пациента о принятии такого решения». Документ подготовлен во исполнение закона, которым в августе 2023 г. были внесены поправки в Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.
Проект постановления определяет основания для принятия решения об ограничении прав пациента, находящегося в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, форму и продолжительность устанавливаемых ограничений прав пациента, а также порядок извещения пациента о принятии такого решения.
В документе указано, что не допускается ограничение прав пациента только на основе психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением или пребывания в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях. Решение об ограничении прав пациента будет приниматься заведующим отделением или главврачом медорганизации по рекомендации лечащего врача и должно быть отражено в медицинской документации пациента. Оно должно содержать конкретные обстоятельства, обусловленные психическим состоянием пациента, послужившие основанием для принятия такого решения, форму ограничения прав пациента и обоснование ее выбора, а также продолжительность устанавливаемых ограничений.
Согласно предложению Минздрава выбор формы устанавливаемых ограничений прав пациента должен осуществляться лечащим врачом с учетом оценки текущего физического и психического состояния либо потенциальной угрозы вреда здоровью и безопасности пациента или других лиц. Продолжительность устанавливаемых ограничений прав пациента не должна превышать 15 дней, включая день принятия решения. При необходимости действие ограничений можно продлить, при этом к меддокументации следует приобщить новое решение об ограничении прав пациента.
Проект предусматривает, что лечащий (дежурный) врач в течение восьми часов с момента принятия решения об ограничении прав пациента извещает последнего, о чем делается запись в меддокументации, которая подписывается пациентом. Если же состояние пациента не позволяет ознакомиться с решением, то врач в течение восьми часов с момента его принятия извещает об этом законного представителя пациента либо одного из его родственников, либо иного лица по указанию пациента одним или несколькими способами. Это можно будет сделать в устной форме либо посредством СМС-сообщения, путем направления электронного письма или заказным почтовым отправлением по соответствующему адресу.
Адвокат КА «Адвокат» Анна Мамонова напомнила, что с 1 сентября 2024 г. вступают в силу поправки в Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании, которыми существенно расширены права пациентов психиатрических стационаров, уточнен перечень тех прав, которые могут быть ограничены в интересах здоровья или безопасности пациентов и других лиц, а также установлены конкретные формы таких ограничений. «Так, любое ограничение сможет применяться лишь в качестве временной меры, а в решении главного врача или заведующего отделением об ограничении прав пациента должны быть указаны конкретные обстоятельства, послужившие основанием для принятия такого решения. При этом определение порядка принятия решения об ограничении прав пациента, выбора формы и продолжительности устанавливаемых ограничений, а также порядка извещения пациента о принятии такого решения было возложено законодателем на Правительство РФ. Решение об ограничении прав пациента должно будет содержать конкретные обстоятельства, обусловленные психическим состоянием пациента, послужившие основанием для принятия такого решения, форму ограничения прав пациента и обоснование выбора формы устанавливаемых ограничений, а также продолжительность устанавливаемых ограничений прав пациента, при этом подчеркивается, что применение ограничений только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением или пребывания в медицинской организации не допускается», – отметила она.
Эксперт обратила внимание, что проектом установлена предельная продолжительность действия ограничений прав пациента – не более 15 дней, включая день принятия решения, но при этом указано, что ограничение может быть продлено в случае необходимости. «На мой взгляд, основания и порядок продления сроков ограничения прав пациентов также должны быть конкретизированы, что позволит исключить формальный подход при решении вопроса об их продлении, а возможность многократного продления ограничений в отношении одного и того же пациента следует предусмотреть лишь в качестве исключительного случая, который должен рассматриваться на заседании консилиума врачей с привлечением ведущих специалистов в сфере психиатрии. Считаю, что в целом комментируемые новеллы являются положительными. В частности, они позволят адвокатам более эффективно защищать права и законные интересы пациентов, получающих психиатрическую помощь в стационарных условиях», – убеждена Анна Мамонова.
Адвокат Адвокатской конторы № 10 Нижегородской областной коллегии адвокатов Ирина Батурина отметила, что в ст. 37 Закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании предусмотрены как права пациента, которые могут быть ограничены по рекомендации лечащего врача, так и формы таких ограничений. «Решение об ограничении прав пациента принимает заведующий отделением или главный врач. Проект постановления Правительства РФ не предусматривает порядок обжалования такого решения или возможность стороннего контроля за законностью принимаемого решения об ограничении прав пациента. Это обстоятельство может привести к перегибам на местах, принятию неправомерных решений об ограничении прав пациента, не обусловленных конкретными обстоятельствами, основанными на психическом состоянии пациента. Кроме того, установленный 15-дневный срок действия таких ограничений согласно проекту может быть продлен, и количество пролонгаций проект правительственного постановления не ограничивает», – полагает она.
С одной стороны, по словам эксперта, это объяснимо тем, что в силу специфики диагностированного психического расстройства гражданин может нуждаться в лечении пожизненно, в связи с чем объективно нельзя ограничить применение данных ограничительных мер определенными сроками. «С другой стороны, в случае принятия подобных решений с нарушениями пациент может длительное время оставаться в режиме ограниченных прав, чем будут нарушены его права и законные интересы», – считает Ирина Батурина.
Адвокат АБ «Онегин» Дмитрий Бартенев обратил внимание, что проект постановления предлагает конкретизировать порядок применения ограничений прав пациента за счет введения требования обязательного документирования данного решения в истории болезни и письменного информирования самого пациента о таком решении не позднее 8 часов с момента его принятия. «Введение такой процедуры формального информирования пациента призвано обеспечить возможность последнему, не согласному с принятым решением, обжаловать его главному врачу, в прокуратуру, либо в суд. В то же время в случае невозможности по психическому состоянию довести информацию о введенных ограничениях до сведения самого пациента предлагается информировать об этом его законного представителя, одного из родственников пациента или указанное им лицо. Такая мера также представляется разумной, поскольку направлена на обеспечение возможности доверенным лицам пациента обеспечить защиту его прав и оспаривание ограничений, если они применяются необоснованно. Однако информирование не являющегося законным представителем родственника или иного лица о состоянии здоровья пациента (включая факт применения к данному пациенту ограничений его прав) допустимо только с согласия самого пациента», – полагает он.
Эксперт также отметил, что документ предлагает установить предельный срок введения ограничений прав пациента – до 15 дней. «Несмотря на то что срок ограничения может быть продлен, само по себе определение такого срока призвано исключить ситуацию, в которой пациент не знает, применяются ли к нему ограничения его прав, каких именно и на какой срок. Формализация процедуры ограничения прав пациента должна обеспечить уважение достоинства пациентов психиатрических стационаров. Отмечу при этом, что текущая редакция Закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании по сути содержит в себе идеи, сформулированные в поправках к ст. 37 этого закона и в проекте анализируемого постановления Правительства РФ: ограничения прав пациентов психиатрических больниц должны быть обоснованными, конкретными, ограниченными по продолжительности и по форме. Тем не менее строгие правила внутреннего распорядка психиатрических стационаров, по сути, устанавливают разрешительный порядок пользования правами, гарантированными законом, для всех пациентов независимо от того, были ли в их отношении введены конкретные ограничения, в результате чего права пациентов становятся привилегиями, реализация которых зависит от усмотрения сотрудников больницы», – заключил Дмитрий Бартенев.