×

Неразгаданная тайна

Дело о гибели девяти туристов из группы Дятлова, произошедшей при невыясненных обстоятельствах на Урале у горы Ортотен зимой в 1959 г., по-прежнему привлекает внимание общественности, и адвокаты – не исключение
Добровольская Светлана
Добровольская Светлана
Адвокат АП Московской области
С предыдущим постом Светланы Добровольской на тему гибели группы Дятлова можно ознакомиться по ссылке http://www.advgazeta.ru/blog/posts/95

… Стало постепенно темнеть. В поезде зажгли свет. Какая-то большая станция. Кажется, Ростов-на-Дону. Новые пассажиры зашли в вагон. К счастью, обошлось – к нам в купе никто не сел. Можно продолжать разговор.

– Свет, ну с нашими-то все понятно, – сказала мама. – А американцы? Даллес, Гелен… Как они-то планировали провести операцию? Разве они не понимали, что им могут подсунуть дезу?..
– О, вот здесь начинается самое интересное, – ответила я. – Конечно, понимали. Ни Гелен, ни Даллес не были новичками в разведке. Конечно, в голову им теперь уже не залезешь, но логично предположить, что они предусматривали три возможных варианта развития событий.

Вариант первый – Кривонищенко выполняет свою работу на них честно и передает им предмет одежды, зараженный радиоактивной пылью с секретного завода. Это самый лучший вариант развития событий для западных спецслужб. Они получают образец. Миссия выполнена.

Вариант второй – Кривонищенко передает одежду, но следов радиоактивной пыли на ней нет. Так сказать, передает «пустышку» вместо «образца». Радиоактивная пыль не видна. И ее отсутствие или присутствие можно узнать только при наличии специального прибора – счетчика Гейгера (радиометра). Если шпионам подсунут «пустышку», то всю операцию в этом случае придется начинать заново. Не очень хорошо. Но поправимо.

Вариант третий – Кривонищенко передает радиоактивную одежду под контролем органов госбезопасности СССР. Самый плохой вариант для западных спецслужб. При таком варианте развития событий американские шпионы явно засветятся перед нашими спецслужбами. Этого допустить никак нельзя. Поэтому на случай подозрения на «контролируемую поставку», полагаю, Гелен дал четкие инструкции: сотрудников госбезопасности и туристов ликвидировать, а одежду забрать. Тогда органы госбезопасности не будут знать, успешно ли прошла «контролируемая поставка» или нет, ведь туристов могли убить и после успешной передачи одежды. Так что и в этом случае мог бы пригодиться радиометр, если «непростые туристы» сами не захотят отдавать радиоактивную одежду.

В этой связи не менее интересны и инструкции, полученные Золотарёвым. Наши спецслужбы также предусматривали несколько, а точнее два варианта развития событий.

Вариант первый – «контролируемая поставка» проходит удачно. Кривонищенко спокойно передает одежду. В этом случае Золотарёву надо просто сфотографировать западных шпионов и больше ничего. Как мы помним, при осмотре трупа Золотарёва на нем нашли еще один, ранее нигде не упоминавшийся фотоаппарат. Логично предположить, что этот фотоаппарат был заряжен сверхчувствительной пленкой, позволяющей снимать в ночи. Задача выполнена. Деза ушла на запад.

Вариант второй – в ходе «контролируемой поставки» что-то пошло не так. Шпионы поняли, что операцию контролирует КГБ. Тогда при любом раскладе, даже ценой жизни сотрудников спецслужб и простых туристов (людей у нас никогда не жалели, что в годы войны, что после…) необходимо сохранить радиоактивную одежду. Наличие непереданной радиоактивной одежды прямо будет свидетельствовать о том, что операция провалилась.

Теперь следует сказать пару слов о времени и месте проведения операции. Передача одежды должна была состояться 1 февраля 1959 г., вечером, на восточном склоне горы Холатчахль. Собственно, в этом месте и была обнаружена палатка дятловцев. Как мы помним, группа Дятлова вышла к горе Холатчахль несколько раньше, и Колеватову пришлось умышленно несильно повредить ногу, чтобы группа не слишком быстро двигалась вперед. Как следствие, 31 января группа начала подъем по западному склону горы, но потом спустилась с горы вниз, в долину реки Ауспия. А на следующий день, 1 февраля 1959 г. дятловцы прошли очень маленькое расстояние (около двух километров) – всего лишь с западного склона горы Холатчахль перевалили на восточный склон. Но это не самое главное. Важно то, что к условленному времени дятловцы вышли на заданную точку. Операцию можно было начинать.

Картина будет неполной без описания ролей сотрудников органов госбезопасности и завербованных нашими спецслужбами дятловцев. Это – Золотарёв, Колеватов, Кривонищенко и Тибо-Бриньоль.

Золотарёв. Обобщая все то, что мы знаем о нем, можно с уверенностью сказать, что именно он выполнял функцию руководителя операции «контролируемой поставки». В его обязанности входило также заснять на специальную фотопленку иностранных шпионов. Также именно Золотарёв должен был не допустить передачу радиоактивной одежды в случае провала операции. Что он, кстати, и сделал.

Колеватов. Александр Колеватов был помощником Золотарёва. Именно он «достал» шерстяные свитера, один из которых был радиоактивный. Он же задержал продвижение группы по маршруту на горе Холатчахль. Кстати, именно на нем были радиоактивные штаны и свитер, которые, скорее всего, испачкались в радиоактивной пыли от свитера, предназначенного для «контролируемой поставки». И это не случайность. То есть Колеватов был полностью в теме происходящего.

Кривонищенко. Собственно, без Кривонищенко вся эта операция даже бы и не началась. Именно его место работы и привлекло внимание западных шпионов. Скорее всего он не сотрудничал с органами госбезопасности до появления на его горизонте представителей западных спецслужб. Как уже говорилось выше, именно ему в этой игре спецслужб предстояло сыграть роль «предателя Родины».

Тибо-Бриньоль. Если три предыдущих фамилии в том или ином контексте при описании спецоперации КГБ всплывают у ряда исследователей трагедии группы Дятлова, то в отношении Тибо-Бриньоля таких подозрений никто не высказывал. А зря. Казалось бы, на первый взгляд он обычный турист. Ну да, сын репрессированного француза. Наоборот, должен ненавидеть органы госбезопасности. Но все не так просто. Именно Тибо-Бриньоль (если бы Золотарёв в самый последний момент не вошел в состав группы) должен был бы возглавить операцию. И этому есть прямые доказательства. Во-первых, Кривонищенко именно с подачи Тибо-Бриньоля устраивает шутливую сцену попрошайничества (якобы собирает деньги на покупку конфет в привокзальном буфете), на вокзале в г. Серове, за что Кривонищенко забрали в опорный пункт милиции, где он, вероятнее всего, связывался по телефону с куратором из ГБ. Во-вторых, во время похода Тибо-Бриньоль больше всего общается с Золотарёвым (это видно и по снимкам, сделанным в походе). Что общего может быть у сотрудника СМЕРШа и сына репрессированного француза? По логике вещей, Тибо-Бриньоль должен ненавидеть или уж, по крайней мере, сторониться СМЕРШевца. А они общаются и довольно тесно. Странно, не правда ли? В-третьих, Тибо-Бриньоль, как и Золотарёв, был найден полностью одетым. Где они с Золотарёвым находились и что делали, когда в палатке дятловцев начал разворачиваться первый акт драмы? Наконец, Тибо-Бриньоль был найден в группе туристов вместе с Золотарёвым, Колеватовым и радиоактивной одеждой в овраге…

– Свет, все так. Хотя на первый взгляд и не подумаешь. А если сложить все вместе… – мама задумалась, затем спросила, – скажи, а ЧТО, по-твоему, действительно делали Золотарёв и Тибо-Бриньоль, когда дятловцев раздевали в палатке?..
– Стояли неподалеку и смотрели, чем дело кончится. Ладно, уже поздно. Давай спать…

Продолжение доступно по ссылке.

Рассказать:
Яндекс.Метрика