Чтобы определить полномочия прокурора в период приостановления расследования, напомним его полномочия во время предварительного следствия. Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной Кодексом, вправе осуществлять от имени государства уголовное преследование лица в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Как следует из ст. 29 Закона о прокуратуре, предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения ОРМ и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.
К полномочиям прокурора, в частности, относится возможность требовать от органов следствия и дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, а также производстве дознания или предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК).
Также отметим, что, согласно п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК, в ходе досудебного производства прокурор уполномочен передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа расследования другому (за исключением передачи дела или материалов в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК; изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю с обязательным указанием оснований передачи.
Таким образом, притом что прокурор не может давать следователю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий, как предусмотрено в случае с дознавателем, закон тем не менее предоставляет прокурору инструменты, позволяющие влиять на ход расследования.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 УПК предварительное следствие приостанавливается при наличии одного из следующих оснований:
- лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;
- подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;
- место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;
- временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях.
Согласно ч. 2 ст. 208 УПК о приостановлении предварительного следствия следователь выносит постановление, копию которого направляет прокурору. То есть приостановление расследования не может «пройти мимо» прокурора – в противном случае это будет прямое нарушение уголовно-процессуального закона. В п. 3 ч. 1 ст. 211 Кодекса указано, что прокурор уполномочен отменить постановление о приостановлении предварительного следствия.
На наш взгляд, противоречия в полномочиях прокурора возникают в тот период, когда уголовное дело приостановлено, и заключаются в следующем.
УПК позволяет прокурору осуществлять от имени государства уголовное преследование лица. В уголовном судопроизводстве РФ выделяют две основные части – досудебное производство и судебное1. Исходя из п. 9 ст. 5 УПК, досудебное производство – это уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения по существу. Из Кодекса не следует, что с момента приостановления предварительного следствия и до его возобновления каким-либо образом приостанавливается досудебное производство в целом. Существует императивная норма, согласно которой после приостановления расследования производство следственных действий не допускается (ч. 3 ст. 209 УПК), но о досудебном производстве как о более широком понятии в Кодексе не указано.
Таким образом, следуя логике законодателя, можно заключить, что прокурор вправе реализовывать его полномочия и в период приостановления предварительного следствия, однако это не совсем так.
Конституционный Суд РФ в Определении
от 28 сентября 2021 г. № 2009-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голубева Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 162 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (далее –
Определение № 2009-О/2021) указал, что ст. 208 УПК определяет основания, порядок и сроки приостановления предварительного следствия; ч. 3 ст. 209 Кодекса не допускает производства следственных действий после такого приостановления, а его ст. 211 (п. 3 ч. 1 и ч. 2) к основаниям возобновления приостановленного предварительного следствия относит отмену постановления о его приостановлении. Тем самым с момента вынесения постановления следователя о приостановлении предварительного следствия и до момента его возобновления (в том числе ввиду отмены такого постановления) производство по делу является приостановленным, а следственные действия по нему не осуществляются, чем и обусловлено невключение этого периода в общий срок предварительного следствия.
Поскольку Уголовно-процессуальный кодекс не содержит понятия «следственные действия», обратимся к В.А. Семенцову, по мнению которого, «следственные действия – это регламентированные уголовно-процессуальным законом процессуальные действия по собиранию и проверке доказательств, проводимые уполномоченными на то лицами с целью установления и доказывания имеющих значение для уголовного дела фактических обстоятельств, характеризующиеся детальной процедурой производства и оформления, обеспеченные уголовно-процессуальным принуждением»2.
Прокурор не уполномочен производить следственные действия не только в силу того, что в его обязанности не входят сбор и проверка доказательств, но и поскольку производить следственные действия он не вправе в силу закона. Это дает основания полагать, что в этой части действие императивной нормы (ч. 3 ст. 209 УПК) не распространяется на прокурора как участника уголовного судопроизводства. Однако из Определения № 2009-О/2021 следует, что не только производство следственных действий, но и в целом производство по уголовному делу является приостановленным. То есть КС своим определением распространяет действие императивной нормы.
Оснований для иной трактовки словосочетания «производство по уголовному делу является приостановленным», кроме как «уголовное судопроизводство является приостановленным», на наш взгляд, не усматривается.
Исходя из этого, можно заключить, что в период, когда предварительное следствие приостановлено, прокурор не может осуществлять от имени государства уголовное преследование, как предусмотрено ч. 1 ст. 37 УПК, и, соответственно, реализовывать другие полномочия, предоставленные ему законом, за одним исключением. Исходя из положений ч. 1.1 ст. 211 УПК, признав постановление руководителя следственного органа или следователя о приостановлении предварительного следствия незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами дела незамедлительно направляет руководителю следственного органа.
Таким образом, у прокурора имеются 14 суток для отмены постановления следователя о приостановлении расследования – правда, не с момента получения копии постановления, а со дня поступления материалов дела.
По нашему мнению, необходимо установить срок, в течение которого у следователя возникает обязанность восстановить производство предварительного расследования после получения постановления прокурора, – даже с учетом того, что КС в Определении от 24 апреля 2018 г. № 882-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Колковой Ольги Юрьевны на нарушение ее конституционных прав статьей 211 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» указал, что ст. 211 УПК не предусматривает каких-либо изъятий из принципов законности и разумного срока уголовного судопроизводства (ст. 6.1 и 7 Кодекса), а также не содержит положений, допускающих произвольное принятие следователем постановления о возобновлении предварительного следствия. Необходимость выражается в том, что у прокурора нет процессуальных рычагов, чтобы заставить следователя выполнить его требование в течение суток или 10 дней.
В заключение отметим, что при всех полномочиях, предоставленных прокурору законом, в период приостановления предварительного следствия они ограничены, что не позволяет ему в полной мере осуществлять надзор как за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на протяжении уголовного судопроизводства, так и за процессуальной деятельностью следственных органов. Считаем необходимым исключить ограничение срока в 14 суток, в течение которого прокурор имеет возможность отменять постановление следователя о приостановлении расследования по мотиву его незаконности или необоснованности.
1 Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. СПб, 2004. С. 160.
2 Семенцов В.А. Следственные действия в досудебном производстве (общие положения теории и практики): Монография. Екатеринбург, 2006. С. 26.