Адвокатура является особым институтом гражданского общества, который зиждется на началах профессионализма, этики, нравственности и доверия. Институт наставничества в адвокатской корпорации существовал на протяжении всей ее истории.
В течение многих десятилетий нижегородская адвокатура уделяет внимание вопросам воспитания нового поколения квалифицированных адвокатов, преемственности, передачи опыта. Процесс стажировки организован с учетом ценностей, обычаев и традиций, существовавших с момента создания института адвокатуры и сохранившихся до наших дней. По традиции наставником становится тот адвокат, который имеет не только стаж работы более 5 лет, но и безупречную деловую репутацию, не нарушавший норм профессиональной этики и не привлекавшийся к дисциплинарной ответственности.
В феврале 2018 г. среди стажеров и помощников ПАНО проводилось анонимное тестирование с целью определить качество стажировки и ее соответствие ожиданиям тестируемых. Результаты показали, что практически все стажеры и помощники довольны процессом и качеством стажировки. При этом все тестируемые отметили, что разногласий с наставниками у них не возникало. Таким образом, в Палате адвокатов Нижегородской области проблемы незащищенности стажеров и помощников и конфликта интересов между ними и адвокатами-наставниками отсутствуют.
Тема недостаточной защищенности стажеров и помощников, поднятая адвокатом Константином Кузьминых, представляется надуманной. Более того, сам автор статьи отмечает, что случаи конфликта интересов стажера или помощника и адвоката-наставника встречаются редко, в связи с чем отсутствует и корпоративная практика разрешения подобных конфликтов.
Касательно советов Константина Кузьминых помощникам и стажерам по защите ими своих прав хочется отметить следующее.
В последнее время в адвокатуре активно обсуждаются вопросы о поднятии престижа адвокатской профессии, об уважении к ней, о предъявлении к адвокатам высоких требований соблюдения профессиональной этики и стандартов поведения. Многим представляется неоспоримым тот факт, что нравственность в профессии адвоката играет не меньшую роль, чем объем правовых знаний и умение применять их на практике. И в этой связи рекомендации Константина Кузьминых, по нашему мнению, являются некорректными.
Характер взаимоотношений стажера и помощника с наставником предполагает не только формально-рабочие отношения, но в большей степени доверительные, выстроенные на взаимном уважении друг к другу, профессионализме адвоката-патрона и безупречном авторитете адвокатуры.
КПЭА предписывает, что адвокат должен избегать действий, направленных на подрыв доверия к нему и адвокатуре в целом. Однако Константин Кузьминых в своих рекомендациях изначально исходит из недобросовестности действий адвоката-патрона (адвокатского образования) в отношении стажера, что недопустимо. Так, в числе советов стажерам и помощникам есть и такие: не презюмировать добросовестность действий наставника, изучить СМИ об адвокате на предмет наличия прямых утверждений о его недобросовестности, обратить внимание на то, имеет ли место нарушение наставником Решения Совета ФПА РФ от 17 сентября 2014 г. Представляется, что подобные рекомендации подрывают авторитет не только адвоката-наставника, но и всей корпорации.
Автор призывает стажеров осуществлять контроль за соблюдением адвокатским образованием (адвокатом-наставником) норм трудового законодательства, касающихся его прав как работника, изначально исходя из того, что данные права будут нарушены. Так, стажерам рекомендуется: потребовать копию подписанного срочного трудового договора, т.е. предполагается, что второй экземпляр трудового договора в нарушение норм ТК РФ добровольно ему не выдадут; проверять в адвокатской палате наличие сведений о себе как о лице, являющемся помощником или стажером адвоката, периодически получая заверенные адвокатским образованием копии документов, т.е. допускается, что эти сведения в палате могут отсутствовать; направить почтой требование о выдаче трудовой книжки и справки 2-НДФЛ в случае, если адвокатское образование по окончании стажировки уклоняется от исполнения этого требования.
Стажеры и помощники – наши будущие коллеги. О каком поднятии престижа и уважении к адвокатской профессии может идти речь, если приходящих в профессию молодых специалистов изначально ориентируют на то, что их права в адвокатуре будут нарушаться?
В период стажировки адвокат-наставник или адвокатское образование несут расходы, связанные с выплатой зарплаты и отчислениями во внебюджетные фонды. Потому не выдерживают никакой критики рекомендации адвоката Константина Кузьминых, призывающие стажеров не ограничиваться «получением зарплаты в конверте». «Хотя бы предусмотренная договором часть зарплаты должна выплачиваться официально – лучше просить переводить ее на банковскую карту», – советует автор. Что значит «хотя бы»? Видимо, автор забыл, что четкое соблюдение закона, в том числе норм права, касающихся выплаты заработной платы работникам, – обязанность адвоката. Или в этом вопросе, по мнению Константина Кузьминых, можно пойти на сделку с законодательством?
При этом автор призывает стажеров и помощников не надлежащим образом выполнять свои обязанности, стремясь получить новые знания и практические навыки, а лишь фиксировать факты своих посещений адвокатского образования, ежемесячно подписывать у адвоката-наставника дневник стажировки (при этом дневник рекомендуется вести не для того, чтобы отражать в нем выполнение своих обязанностей, а потому, что «при его отсутствии довод о фальсификации отчета о стажировке может быть принят во внимание судом»), потребовать справку о прохождении бесплатных курсов обучения, не исполнять поручения адвоката-наставника без письменного указания, которое следует сохранить в надлежаще заверенной копии.
Рекомендации сводятся не к тому, что в процессе прохождения стажировки необходимо учиться защищать своих потенциальных доверителей, а к тому, как защищаться самому, причем от адвоката-патрона и адвокатского образования. Подобные рекомендации губительны в первую очередь для самих стажеров и помощников, поскольку могут негативным образом отразиться на качестве прохождения стажировки.
Жизнь меняется, и адвокатура меняется вместе с ней. Однако обычаи и традиции, сложившиеся в корпорации, претерпевают лишь незначительные изменения. Главное в процессе стажировки – не только научить молодое поколение оперировать знаниями и навыками, но и привить им мысль о необходимости соблюдать основные моральные принципы адвокатской профессии, воспитать уважение к многолетним адвокатским традициям, научить их работать добросовестно, усердно, не делая различия между платными и бесплатными услугами для доверителей, «важными» и «неважными» делами. Важно дать стажеру уверенность в том, что благодаря доверительным отношениям с наставником он и после получения статуса адвоката в сложной профессиональной ситуации сможет обратиться за помощью к своему бывшему патрону. Только тогда будут возможны полноценное осуществление социальной функции адвокатуры и достижение главной цели – обеспечение реализации прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи.