Анализируя развитие института адвокатуры в советский период (см. предыдущие публикации цикла), можно прийти к выводу, что объем прав защитника постепенно (с каждой новой нормой) расширялся, а законодательство (как профильное, так и процессуальное), направленное на практическую реализацию полномочий и прав адвоката, совершенствовалось в зависимости от возрастания уровня либерализации политического режима.
При этом необходимо подчеркнуть, что правовое положение защитника всегда было неразрывно связано с процессуальным положением представляемого им лица. То есть расширение спектра профессиональных прав адвоката обусловливалось развитием института процессуальных прав защищаемых им лиц.
Законы СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.) и «О кооперации» (1988 г.) ознаменовали собой начало эры новых адвокатских форм – стали появляться так называемые «параллельные» коллегии, адвокатские кооперативы, межрегиональные коллегии и иные виды адвокатских объединений, формально согласовывавшие их учреждение с Минюстом России, но в целом рыночные отношения начали вытеснять привычный уклад жизни корпорации. В попытках удержать профессию в рамках традиций и регламентировать некие «правила игры» создавались Союз адвокатов СССР (1989 г.) и Союз адвокатов России (1990 г.), но общественно-политическая жизнь страны ускорялась невиданными темпами.
В декабре 1991 г. прекратил свое существование СССР, исчезло советское государство, но не перестало действовать советское право. Правового вакуума не образовалось ни в судебной, ни в адвокатской деятельности – в России продолжали действовать УПК РСФСР 1960 г., Положение об адвокатуре РСФСР 1980 г. и иное законодательство. Однако было очевидно, что эти правовые нормы уже не соответствуют новому типу и сложности общественных отношений, сложившихся в стране.
И, конечно, важной вехой в этот исторический момент стало принятие современной Конституции России 1993 г., которая, помимо прочего, на уровне Основного закона закрепила принцип презумпции невиновности (ст. 49), а также государственные гарантии предоставления квалифицированной юридической помощи гражданам (ст. 48) в определенных правовых ситуациях (задержание, предъявление обвинения и т.д.).
Необходимо отметить также большой вклад Конституционного Суда РФ в стабилизацию правовой системы: правотворческая работа КС РФ в этот период позволила еще достаточно длительное время поддерживать «хромающее» советское законодательство в относительно рабочем состоянии, не позволяя тем самым обрушиться правовым механизмам государства.
В 1993 г. произошло еще одно важнейшее событие, которое существенным образом повлияло на развитие обновленной отечественной адвокатуры, – в Россию вернулся институт присяжных заседателей. Правосудие вновь начали вершить народные судьи (коллегией из 12 человек), прямо как в дореволюционное время – в «золотой век» российской адвокатуры…
А в 1998 г. Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о правах человека, установившую компетенцию Европейского Суда по правам человека для РФ. Правда, некоторые протоколы к Конвенции так до сих пор Россией не признаны.
Параллельно все 90-е гг. во внутреннее материальное и процессуальное законодательство России постоянно вносились разного рода поправки, пока, наконец, в 2001 г. не был принят УПК РФ, а в 2002 г. – Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Этот закон, конечно же, стал основным и главным изменением законодательства об адвокатуре в современной России, и пришел он на смену Положению об адвокатуре РСФСР аж 1980 г. И это действительно был прорыв! Закон не только предусмотрел четко определенный терминологический аппарат («адвокатура», «адвокат», «адвокатская деятельность»), но и подробно регламентировал правовой статус адвоката, установил гарантии независимости и самоуправляемости профессии. Затем появился Кодекс профессиональной этики адвоката, утвержденный I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.
Закон обеспечил и реформирование организационной структуры российской адвокатуры. На смену коллегиям республик, краев и областей пришли адвокатские палаты субъектов РФ (высшим органом региональной адвокатской палаты является собрание (конференция) адвокатов, а коллегиальным исполнительным органом – Совет адвокатской палаты, также действуют ревизионная и квалификационная комиссии и, конечно, президент палаты).
А на федеральном уровне адвокатура с 2003 г. представлена Федеральной палатой адвокатов РФ, устав который был утвержден тем же I Всероссийским съездом адвокатов 2003 г. Всероссийский съезд – высший федеральный орган адвокатуры, коллегиальный исполнительный орган – Совет ФПА РФ.
С принятием Закона об адвокатуре для непосредственного осуществления адвокатской деятельности адвокаты получили возможность выбирать одну из четырех организационно-правовых форм. Если раньше существовали только юридические консультации, то теперь выбор стоит между коллегией адвокатов, адвокатским бюро, адвокатским кабинетом и старой доброй юридической консультацией (правда, сохранились они лишь в отдаленных уголках России).
Словом, с 2002 г. началась абсолютно новая страница истории российской адвокатуры, ее современный этап, который продолжается по сей день. Конечно, законодательные изменения идут и сейчас. Закон об адвокатуре корректируется, дополняется и уточняется, модернизируется Кодекс этики, меняются процессуальные кодексы. Шагом назад было сужение в недавнем прошлом подсудности ряда категорий дел суду присяжных, однако с лета 2018 г. маятник пошел в обратном направлении – коллегии народных заседателей появились даже в районных судах, правда, в несколько усеченном составе. А еще немного раньше законодательно был усилен статус адвокатского запроса и даже вернулось межведомственное обсуждение возможности адвокатской монополии на судебное представительство. Так что очень может быть, что российская адвокатура стоит на пороге новой глобальной реформы…