Мой доверитель, гражданин Украины Николай Карпюк до недавнего времени содержался во «Владимирском централе» (ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области), а затем был возвращен в Украину в рамках обмена заключенными. В период его пребывания в указанном учреждении УФСИН вскрылась системная проблема, нуждающаяся в урегулировании.
В соблюдение установленных лимитов (Карпюку была положена одна посылка в год) по поручению его жены я в июле отправил доверителю по почте продуктовую посылку (EMS-отправление) весом 27 кг. Однако когда посылка прибыла в тюрьму, администрация не приняла ее из-за перевеса, направив мне обратно.
Я обжаловал отказ администрации в территориальное управление УФСИН и областную прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Спустя месяц я получил ответы обоих ведомств, в которых сообщалось, что действия администрации учреждения УФСИН были правильными, так как вес посылок заключенным не может превышать 20 кг. В обоснование такого вывода приводились идентичные цепочки рассуждений:
- согласно ч. 1 ст. 90 УИК РФ максимальный вес посылки или бандероли определяется почтовыми правилами;
- в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О почтовой связи» порядок оказания почтовых услуг регулируется правилами оказания услуг почтовой связи;
- согласно п. 7 Приложения № 2 к Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 г. № 234, предельная масса посылки составляет 20 кг.
Однако ссылка на последнюю указанную норму, на мой взгляд, не может быть признана обоснованной в связи с тем, что Приложение № 2 регулирует параметры международных почтовых отправлений, пересылаемых в рамках международного почтового обмена, и это не имеет отношения к отправлению посылок внутри России.
Виды, категории, предельные массы и размеры почтовых отправлений, посылок и т.д., пересылаемых внутри страны, регулируются Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений» (редакция № 2) – Приложение к Приказу ФГУП «Почта России» от 7 марта 2019 г. № 98-п (далее – Порядок). В разд. 4.1 Порядка (п. 4.1.3) перечислены виды, категории и разряды регистрируемых почтовых отправлений, их предельные масса и размеры, а также предельная сумма объявленной ценности. Так, согласно установленным Порядком нормативам предельный вес почтового отправления EMS, принимаемого к пересылке внутри страны Почтой России, составляет 31,5 кг.
Именно с данной нормой корреспондируется ч. 1 ст. 90 УИК РФ, устанавливающая, что максимальный вес посылки или бандероли определяется почтовыми правилами, а не параметрами международных почтовых отправлений, на которые ссылались областные прокуратура и УФСИН.
К сожалению, аналогичным образом дела обстоят и в других регионах России, где, по сообщениям родственников заключенных и правозащитников, посылки весом свыше 20 кг для заключенных тюремными учреждениями не принимаются.
По поводу указанной проблемы мной было направлено письмо в Совет по правам человека при Президенте РФ с просьбой обратиться от имени СПЧ во ФСИН России по вопросу пересмотра сложившейся практики толкования норм права о предельном весе посылок для заключенных. Полагаю необходимым, чтобы появились соответствующие разъяснения ФСИН России и Генпрокуратуры России их территориальным органам о необоснованности ссылок на параметры международных отправлений с лимитом 20 кг и об их замене актуальным Порядком с предельным весом 31,5 кг.
Данное предложение было, в частности, поддержано руководителем Постоянной комиссии СПЧ по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы, правозащитником Андреем Бабушкиным.
Отмечу, что из ФСИН России уже поступил ответ на мое обращение. В ведомстве считают, что приказ Минкомсвязи России – более «сильный» документ, нежели приказ ФГУП «Почта России», поскольку последнее «не является федеральным органом исполнительной власти». При этом тот факт, что приказ Минкомсвязи России регулирует параметры международных, а не внутрироссийских почтовых отправлений, ФСИН проигнорировала. Остается дождаться реакции Минкомсвязи России, куда я также направил соответствующее обращение.
Надеюсь, что совместными усилиями адвокатского и правозащитного сообществ удастся добиться обновления министерствами и ведомствами внутренних инструкций и пересмотра практики ограничения заключенных в праве получать более «тяжелые» посылки. Для заключенных 11,5 кг продовольствия – целое состояние.