×

Статья 296 УК требует корректировки

Почему необходимо усилить ответственность за преступления в отношении участников уголовного судопроизводства
Цуканов Олег
Цуканов Олег
Адвокат АП Московской области, председатель КАМО «Цуканов, Пономарёва и партнеры»

В конце августа Следственный комитет России переквалифицировал уголовное дело в отношении двоих граждан 1984 и 1998 г.р., обвиняемых в нападении на адвоката АП Московской области Елену Пономарёву, представителем которой я являюсь, с ч. 2 ст. 213 («Хулиганство») УК РФ на преступление против правосудия – ч. 4 ст. 296 Кодекса.

Ранее «АГ» писала об обстоятельствах совершения преступления, а также о том, что лица, причастные к нападению на адвоката, задержаны.

Читайте также
Дело о нападении на адвоката Елену Пономареву переквалифицировано на преступление против правосудия
Следствие посчитало, что обвиняемые предвидели дестабилизацию деятельности адвокатского сообщества и подрыв его авторитета, посягательства на нормальную деятельность адвоката как участника уголовного судопроизводства
04 сентября 2023 Новости

Осуществление мной полномочий представителя потерпевшей выявило, на мой взгляд, ряд существенных проблем в нормах Особенной части УК РФ, не учтенных до настоящего времени, в том числе их несовершенство в части ответственности за преступления в отношении участников уголовного судопроизводства.

В диспозиции ст. 296 «Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования» УК РФ в целом верно перечислены лица, являющиеся участниками производства по уголовным делам. Каждый из участников производства по уголовному делу – начиная с судьи, в чьем производстве находится дело, и заканчивая свидетелями, подлежащими допросу на различных стадиях производства по делу, – выполняют свои процессуальные роли, общей задачей которых является установление истины в таком общественно значимом процессе, как отправление правосудия.

Как ни странно, но наименее защищенной с точки зрения закона категорией лиц, указанных в диспозиции ст. 296 УК, являются защитники, т.е. в большинстве случаев адвокаты. Именно они выполняют профессиональные функции на основании соглашения или по назначению в порядке ст. 51 УПК РФ и подчас становятся жертвами негативной, я бы даже сказал, намеренно негативной оценки их действий со стороны третьих лиц, в том числе тех, кто формирует «тактику» защиты вопреки КПЭА, делая основной упор не на знания и профессиональные возможности, а на создание процессуальных «ловушек» в которые, по их ошибочному мнению, должны «попасть» именно коллеги, ранее выполнившие полномочия защитников по уголовному делу.

Так, несмотря на все возрастающую ответственность участников производства по уголовным делам, нормы ст. 296 УК продолжают предусматривать ответственность за так называемое «бескорыстное» совершение преступления в отношении участника уголовного судопроизводства, т.е. квалифицирующие признаки, усиливающие ответственность за такое преступление по найму (за криминальную плату), отсутствуют.

Вместе с тем установленные обстоятельства обсуждаемого уголовного дела свидетельствуют о совершении преступления именно по найму, т.е. за плату, при полной осведомленности исполнителей о том, что жертва является адвокатом. Исполнители преступления получили четкий заказ совершить преступление в отношении адвоката за плату, однако с точки зрения норм ст. 296 УК это юридического значения не имеет, тогда как при оценке общественной опасности содеянного такие обстоятельства, на мой взгляд, подлежат учету судом, поскольку в данном случае речь идет не о личной мести за совершение каких-либо действий участником уголовного судопроизводства, а о выполнении третьими лицами профессиональных криминальных задач за плату – по найму.

Такого рода «недоработки» в законе позволяют следственным органам ошибочно первоначально квалифицировать содеянное в аналогичных случаях как хулиганство – по ст. 213 УК. Впрочем, обычной защитительной позицией такого исполнителя является, как правило, отрицание группы лиц (квалифицирующего признака также нет в ст. 296 УК) и признание совершение хулиганства как преступления, предусматривающего меньшую ответственность.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть возможность внесения изменений в ст. 296 УК на предмет учета вновь возникающих элементов таких преступлений.

Во-первых, необходимо точно определить в числе участников производства по уголовным делам в качестве возможного объекта преступного посягательства «лицо, имеющее статус адвоката», поскольку защитником в силу УПК может выступать не только адвокат. Согласно ст. 296 УК ответственность в отношении лиц, имеющих специальный статус (например, судьи, адвоката), должна наступать по умолчанию, а не по признаку осведомленности виновного и, соответственно, наличия соответствующего умысла, что существенно осложнит исполнителям задачу избежать ошибки в выборе цели и усилит статус адвоката как лица, в отношении которого законом предусмотрены специальные меры уголовно-правовой защиты в случае причинения ему вреда.

Во-вторых, с учетом конструкции норм ст. 296 УК три из четырех составов названной статьи Особенной части Кодекса являются преступлениями небольшой и средней тяжести, т.е. предусматривают ответственность до пяти лет лишения свободы, и только состав ч. 4 ст. 296 предполагает ответственность за совершение преступления с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, – с учетом санкции статьи с возможностью назначения наказания виновному лицу в виде лишения свободы на срок от пяти до 10 лет, т.е. такое преступление является тяжким. Квалифицирующие признаки «по найму» и «совершение преступления группой лиц» отсутствуют.

В-третьих, квалификация по ч. 4 ст. 296 УК не предусматривает ответственность за тяжкие телесные повреждения или смерть участника уголовного судопроизводства, что позволяет рассматривать такое несовершенство норм указанной статьи Кодекса в качестве «поля для маневра» для лиц, совершивших преступное деяние, в связи с чем квалификация при наступлении более тяжких последствий, чем предусмотрены ч. 4 ст. 296 УК, должна будет осуществляться по «общеуголовным» нормам Особенной части УК. Полагаю, это не в полной мере отвечает цели криминализации такого рода деяний в отношении лиц со специальным статусом и – тем более – предотвращению криминального воздействия (давления) на участников как уголовного судопроизводства, так и производства по иным категориям дел.

В связи с этим представляется целесообразным дополнить ст. 296 УК как минимум дополнительными составами, предусматривающими ответственность за совершение преступлений по ч. 1 и 2 ст. 296 по найму, а равно группой лиц, в том числе повлекших тяжкие телесные повреждения либо смерть потерпевшего, и рассматривать такие деяния как особо тяжкие, исходя из их повышенной опасности для участников производства по уголовным делам, а также объективного наличия и косвенной цели в виде основ конституционного строя государства, одним из элементов которого является независимая судебная власть, осуществляющая повседневное функционирование посредством отправления правосудия, в частности по уголовным делам.

В заключение добавлю, что криминализация ранее не учтенных обстоятельств совершения преступлений в отношении участников уголовного производства и усиление ответственности позволят, на мой взгляд, сократить количество умышленных преступлений данной категории.

Рассказать:
Другие мнения
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Почетный адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» (г. Москва), член Общественного Совета при Министерстве культуры РФ
Заключение эксперта на страже защиты
Правовые вопросы статуса адвоката
Процедура получения защитником заключения специалиста не урегулирована в УПК должным образом
26 апреля 2024
Дадов Азамат
Дадов Азамат
Адвокат КА г. Москвы «Ошеров, Онисковец и Партнеры»
Адвокат на информационном поле: актуальные проблемы
Адвокатура, государство, общество
В стремлении к публичности ответственность адвоката перед адвокатской корпорацией возрастает
25 апреля 2024
Дмитриев Владимир
Дмитриев Владимир
Адвокат АП Санкт-Петербурга, член Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП СПб
Предлагать помощь адвокатов могут только они сами или адвокатские образования
Защита прав адвокатов
Кассация «засилила» решения судов о незаконности действий юрфирмы
22 апреля 2024
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Почетный адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» (г. Москва), член Общественного Совета при Министерстве культуры РФ
Образ адвоката в российском и советском кинематографе
Адвокатура, государство, общество
Почему необходим полнометражный художественный фильм о работе адвоката
22 апреля 2024
Пепеляев Сергей
Пепеляев Сергей
Адвокат АП Московской области, управляющий партнер «Пепеляев групп», к.ю.н.
Качество юридических консультаций: профессиональный стандарт
Адвокатура, государство, общество
Проект стандарта «Качество юридических консультационных услуг»
09 апреля 2024
Хмыров Ростислав
Хмыров Ростислав
Вице-президент АП Краснодарского края, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Краснодарского края, член Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, председатель КА «Хмыров, Валявский и партнеры»
Законодательное закрепление прав и обязанностей представителя адвокатской палаты необходимо
Защита прав адвокатов
О целесообразности интеграции нового участника уголовного судопроизводства в отдельные следственные действия
09 апреля 2024
Яндекс.Метрика