×

Стажировка с самых ранних курсов

О проблемах стажировки и развития карьеры молодых юристов и способах их разрешения
Катков Павел
Катков Павел
Старший партнер юридической компании «Катков и партнёры», преподаватель РГАИС, член Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности, член АЮР
Проблема обучения и стажировки молодых специалистов юридической профессии является одной из наиболее острых для профессионального сообщества. Не секрет, что профессиональное юридическое образование дает фундаментальные академические знания. Однако даже высочайший уровень качества обучения и максимальные усилия, приложенные студентом для освоения знаний, не помогут приобрести ему практические навыки в вузе.

Овладеть практическими навыками можно только «в поле», работая по той специальности, которую осваиваешь в учебном заведении. И здесь мы сталкиваемся с проблемой получения этих навыков студентами и молодыми специалистами.

Считается, что данные компетенции должны быть освоены студентами в рамках производственной, преддипломной или иной практики. Однако указанные виды практики, как правило, носят крайне ограниченный характер. Анализируя многочисленные резюме молодых специалистов, я вижу, что они осваивали навыки в рамках практики всего лишь один-два месяца в году, а нередко – и один раз за весь период обучения. Очевидно, что при такой динамике освоения практических навыков студент мало чему успеет научиться.

И это уже реальная проблема. Тысячи молодых специалистов ежегодно получают дипломы юристов и выходят с ними на рынок труда, будучи абсолютно не подготовленными с практической точки зрения. Первые год-два работы они тратят на освоение конкретных практических навыков, теряя драгоценное время, которое они могли бы посвятить развитию карьеры. Как помочь им?

Мы нашли для себя решение, разработав и внедрив программу круглогодичной стажировки студентов и молодых специалистов, которая основывается на следующих принципах.

Специализация. Каждый молодой специалист должен выбрать конкретную область правовой работы, в которой он стремится развиваться. И именно в этом направлении ему стоит строить свою карьеру, начиная от стажировки и заканчивая конкретными штатными должностями. Мы, например, специализируемся в IP/ТМТ, кто-то – в корпоративном праве, рынках капитала, венчурном финансировании, налогах, уголовном праве, коммерческом международном арбитраже или иных направлениях. Стажеру необходимо выбрать ту область, в которой он будет специализироваться, и найти свою компанию.

Круглогодичный характер стажировки. Стажер должен иметь возможность развивать навыки круглогодично. Это важнейшее требование к созданию системы стажировки юристов. Многие студенты сетуют, что, как правило, могут стажироваться всего один-два месяца в году в государственном органе, да и туда их берут неохотно. Мы же пошли другим путем, обеспечив возможность круглогодичной стажировки. Постоянный характер стажировки важен не только для студента, но и для работодателя, так как он присматривается к молодому специалисту, принимает решение о его будущем найме.

Возможность трудоустройства. Найм – важная опция. Часть студентов идут только за знаниями и навыками, но чаще – за знаниями и заработками. И эту возможность необходимо предоставлять, так как конечная цель молодого специалиста – не стажироваться вечно, а продвинуться дальше, развивать карьеру, расти и зарабатывать.

Конкурсная система. Необходимо понимать, что работодатель хочет выбрать для себя лучших. Стажер может сказать: «Я тружусь бесплатно или почти бесплатно, работодатель должен быть рад мне и так», – однако это не будет правдой. У нас, например, в среднем из двадцати претендентов выходят «на поле» четыре-пять, из них трудоустраиваются один-два. Такая система позволяет отобрать действительно лучших, а из лучших – тех ребят, которые подходят нам и которым, в свою очередь, подходит наша компания – по управленческой концепции, задачам, подходам к работе.

Работа с ранних курсов. Одна из причин дефицита стажерских мест для студентов – нежелание работодателей брать юристов без опыта даже с дипломом, а уж до получения диплома – и подавно. Однако, принимая во внимание личный опыт, могу сказать, что есть талантливые и дисциплинированные ребята и на первом-втором курсах. Поэтому надо присматриваться ко всем: чем раньше студент начнет тренироваться «в поле», тем большую фору он даст другим конкурентам, когда получит диплом, – в профессиональном плане он будет на голову выше их.

Гибкий график. График – важный вопрос. Студенты, особенно очной формы, имеют серьезную занятость по месту учебы, поэтому необходимо оценить, сколько времени студент сможет уделить стажировке. Ведь работодатель тратит на него время, организует рабочее место, обучает и контролирует исполнение, отвечает на вопросы, поддерживает, направляет. И делать это урывками, частично ему не всегда выгодно. С другой стороны, «дергать» студента с лекций, отрывать его от учебного процесса тоже неправильно. Потому этот вопрос должен решаться индивидуально, посредством разработки гибкого графика, устраивающего обе стороны – и стажера, и компанию.

Реальные задачи. Прозвучит смело, но стажер должен решать по возможности реальные задачи, находиться в режиме, «максимально приближенном к боевому» (читай – рабочему). Вряд ли можно назвать плодотворной стажировку, на которой стажер исполняет курьерские функции и подменяет канцелярию, – так правовых навыков не освоишь. У нас стажеры изучают судебную практику, присутствуют на судебных заседаниях в Мосгорсуде, Арбитражном суде г. Москвы, Суде по интеллектуальным правам и других судебных органах, знакомятся с судебными делами, участвуют в подготовке правового обзора, организационно обеспечивают работу юристов. Но не надо думать, что стажер сразу сделает все правильно, поэтому одновременно с постановкой реальных задач необходим контроль, ведь клиенты и качество оказываемых им услуг – прежде всего.

Регулярное обновление набора. Необходимо регулярно обновлять набор стажеров. Далеко не все, даже при желании, смогут дойти до финала. Совмещение стажировки с учебой, проверка способностей, готовность к освоению нового – все это вызовы, которые студент должен принять и с достоинством ответить на них. К тому же новые стажеры, не успевшие в текущий набор, могут попробовать себя в следующем. Мы набираем в среднем четыре раза в год: прошлый набор был осенью, сейчас идет зимний набор стажеров. Думаю, так и будем набирать «по временам года», исходя из сроков стажировки.

Разумные сроки. Сроки стажировки должны быть разумными. Я слышал о компаниях, в которых стажер бесплатно стажируется полгода, год и более. У нас сроки гораздо меньше: за один-три месяца и мы, и стажер уже понимаем, подходим ли мы друг другу, и выходим на обсуждение трудоустройства.

Ведущие вузы. Хотите лучших – ищите их у лучших. Это мой совет работодателю. Мы, например, когда разрабатывали программу круглогодичной стажировки, начали с Российской государственной академии интеллектуальной собственности, которая вошла в восьмерку лучших вузов в Российской Федерации по результатам независимой оценки качества высшего образования, проведенной при поддержке Министерства образования и науки РФ в 2016 г. Это специализированный вуз при Роспатенте, мы много лет сотрудничаем с ним и сочли правильным начать с привлечения его студентов. Затем подтянулись студенты и других учебных заведений. Сегодня среди молодых специалистов, прошедших стажировку в нашей компании, – студенты и выпускники МГУ им. М.В. Ломоносова, МГЮА им. О.Е. Кутафина, Финансовой академии при Правительстве РФ, Московского государственного института международных отношений (МГИМО) МИД России, Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС) Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) и других российских вузов. Уверен, что такой серьезный состав будет мотивировать и другие вузы направлять студентов к нам на стажировку.

В заключение хотелось бы выразить надежду, что молодые юристы будут с ранних курсов осваивать навыки, находить свое место в юридических фирмах и у других работодателей в качестве стажеров, а в дальнейшем – и полноценных сотрудников.
Рассказать коллегам: