×
Мельниченко Роман
Мельниченко Роман
Тренер адвокатов и профессиональных медиаторов
20 апреля 2017 г. VIII Всероссийским съездом адвокатов принят Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве. Документ явился результатом серьезной работы и направлен на урегулирование очень сложных и потенциально конфликтогенных ситуаций в уголовном процессе. Представляется, что достаточно сжатый формат Стандарта требует его тщательного осмысления. Эта статья – начало цикла публикаций, посвященных заложенным в нем идеям.

Хронология
В ст. 15 Стандарта осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве говорится: «Защитник не вправе уклоняться от участия в судебных прениях».

Проблема уклонения адвокатов от участия в прениях в очередной раз стала актуальной летом 2016 г., когда Ленинский районный суд г. Владимира вынес в отношении адвокатов Игоря Спицына и Германа Лукьянова частное постановление о том, что они отказались выступать в прениях по делу своего доверителя.

К декабрю 2016 г. правило, запрещающее адвокату уклоняться от прений (в различных модификациях), содержалось в каждом из трех вариантов проекта Стандарта, которые затем были положены в основу итогового документа проекта, подготовленного согласительной комиссией.

17 февраля 2017 г. этот проект был принят Советом ФПА РФ и с учетом высказанных замечаний рекомендован для рассмотрения VIII Всероссийским съездом адвокатов.

19 апреля 2017 г. Совет ФПА РФ рассмотрел доработанный проект Стандарта и рекомендовал его к принятию VIII Всероссийским съездом адвокатов.

20 апреля 2017 г. VIII Всероссийский съезд адвокатов принял Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве в редакции, предложенной Советом ФПА РФ.

В апреле 2017 г. на страницах «АГ» (№ 7 (240)) опубликованы две статьи (авторы – Кипнис Н.М. и Мельниченко Р.Г.), содержащие научное обоснование предлагаемого запрета.

Защищаемая ценность
Защищаемой ценностью ст. 15 Стандарта является честь адвоката, в содержание которой входит обязанность последнего использовать не только правовые, но и этически корректные средства защиты интересов своего доверителя. Уклонение от прений с целью последующей отмены приговора на этом основании признано адвокатским сообществом недопустимым приемом.

Сфера действия
Запрет, содержащийся в ст. 15 Стандарта, распространяется на адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве в качестве только защитника, но не представителя потерпевшего. Обязанности участвовать в прениях адвоката также нет ни в гражданском, ни в административном судопроизводстве.

Данный запрет действует лишь в судах первой и апелляционной инстанций. Об этом свидетельствует слово «прения», которое упоминается исключительно при регламентации производства в суде этих инстанций. То есть адвокат может уклониться от выступления, например, при кассационном разбирательстве.

Никаких отговорок
В Стандарте не случайно использовано слово «уклоняться» вместо слова «отказываться»: адвокат не должен не только прямо заявлять о своем отказе, но и своими действиями допускать срыва процедуры прений какими-либо способами.

В ходе обсуждения проекта Стандарта были выявлены самые распространенные уловки адвокатов, уклоняющихся от прений. Все они в результате принятия Стандарта были признаны ничтожными. К наиболее распространенным недопустимым отговоркам относятся:
– распоряжение доверителя, запрещающего адвокату участвовать в прениях;
– игнорирование адвоката со стороны председательствующего в ходе процесса;
– уклонение в интересах доверителя, например, с целью получения поводов для отмены приговора;
– объективные причины (болезнь, занятость в ином процессе и т.п.). В этом случае адвокат обязан принять возможные меры для того, чтобы судебное заседание было отложено.

Факт, но не содержание
Обязанность адвоката участвовать в прениях не означает его обязанность наполнять свою речь полновесным содержанием. Например, адвокат в прениях не обязан:
– оглашать те доводы, которые он затем будет приводить при составлении апелляционной или кассационной жалобы;
– признавать или отрицать вину своего доверителя.

Обязанность адвоката будет признана исполненной даже в случае произнесения короткой стандартной фразы: «Прошу моего подзащитного отпустить». Однако в дальнейшем предполагается дать рекомендации по составлению адвокатской речи. Но только рекомендации, а не императивные предписания.

Рассказать:
Другие мнения
Старченко Виталий
Старченко Виталий
Адвокат АП Ставропольского края
Ненадлежащее оказание юридической помощи: сложности толкования и оценки
Методика адвокатской деятельности
Спорные вопросы основания гражданско-правовой ответственности адвоката
16 апреля 2024
Романова Валерия
Романова Валерия
Адвокат АП г. Москвы, к.ю.н., доцент НИУ ВШЭ и РАНХиГС
Ознакомление адвоката с материалами дела – не право, а обязанность
Профессиональная этика
Совет АПГМ напомнил важные постулаты защиты, в том числе по назначению
09 апреля 2024
Кокин Алексей
Кокин Алексей
Председатель Квалификационной комиссии Палаты адвокатов Самарской области
Устранить процессуальные неопределенности
Профессиональная этика
Внесение изменений в КПЭА представляется несколько преждевременным
26 марта 2024
Трубецкой Никита
Трубецкой Никита
Вице-президент АП Ставропольского края
Задуматься о точечных изменениях
Профессиональная этика
О необходимости обжалования назначенным адвокатом судебных актов с точки зрения возможного привлечения к дисциплинарной ответственности
26 марта 2024
Шорыгин Константин
Адвокат АП Московской области, АБ «Бельский и партнеры», аспирант кафедры адвокатуры Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Воспрепятствование деятельности адвоката-защитника
Профессиональная этика
Понятие и противодействие
12 марта 2024
Трубецкой Никита
Трубецкой Никита
Вице-президент АП Ставропольского края
Задуматься о точечных изменениях
Профессиональная этика
О необходимости обжалования назначенным адвокатом судебных актов с точки зрения возможного привлечения к дисциплинарной ответственности
12 марта 2024
Яндекс.Метрика