26 января адвокат АП г. Москвы Дмитрий Казаков был задержан по распоряжению следователя СУ СКР по Самарской области в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении него в ноябре 2019 г. по п. «в» ч. 2 ст. 115 УК РФ («Умышленное причинение легкого вреда здоровью»). О случившемся и о нарушении своих прав адвокат сообщил в этот же день прокурору Самарской области, президенту Федеральной палаты адвокатов, президентам АП г. Москвы и ПАСО.
Как следует из обращения адвоката (есть у «АГ»), ввиду заболевания коронавирусом Дмитрий Казаков с 8 декабря 2020 г. находился на больничном, который был открыт по 26 января. При этом ранее в рамках уголовного дела в отношении него не было избрано никакой меры пресечения, у него было отобрано обязательство о явке, а следователь был уведомлен о заболевании обвиняемого и наличии у него больничного. Следственные действия по уголовному делу были окончены, само оно находилось на стадии ознакомления в рамках ст. 217 УПК РФ. Тем не менее следователь распорядился задержать адвоката, что в итоге было исполнено сотрудниками правоохранительных органов.
Дмитрий Казаков отметил, что ознакомление с материалами уголовного дела – это его право, а не обязанность, поэтому действия следователя незаконны. Он также связал свое задержание с уголовным делом, возбужденным в 2017 г. по ст. 119 УК по факту нападения на него неустановленных лиц. Адвокат полагает, что к нападению могут быть причастны правоохранители. Дмитрий Казаков пояснил, что после жалоб на бездействие следствия по этому уголовному делу между ним и начальником СУ МВД России по г. Самаре состоялся разговор, после чего сам он подвергся уголовному преследованию по ст. 115 УК РФ. Таким образом, Дмитрий Казаков выразил обеспокоенность за свое здоровье и жизнь в ИВС, опасаясь, что его могут убить лица, причастные к нападению в 2017 г.
Как рассказал «АГ» адвокат ПАСО Владимир Каткасов, защищающий Дмитрия Казакова, после задержания тот подал жалобу на действия следователя в порядке ст. 125 УПК. «Действия следователя противоречат всем нормам уголовно-процессуального законодательства, это злоупотребление со стороны следствия, от которого мой подзащитный не скрывался. Кроме того, все следственные действия по делу были проведены в полном объеме, а ст. 217 УПК РФ предусматривает добровольную явку к следователю для ознакомления с материалами уголовного дела», – отметил он.
По словам защитника, его доверитель был задержан правоохранителями в самарской поликлинике при прохождении медицинского обследования. «Ранее врачебная комиссия продлевала больничный адвокату, который в итоге из-за действий следователя не получил надлежащей медпомощи. Сам больничный закрывался 27 января и в этот день коллега хотел посетить следователя, которому ранее направлялись все листы нетрудоспособности. В настоящее время Дмитрий Казаков находится в ИВС г. Самары, 28 января суд будет рассматривать вопрос об избрании меры пресечения в отношении него», – сообщил адвокат.
Владимир Каткасов добавил, что в настоящее время его доверителю требуется медикаментозное лечение лекарственными препаратами, назначенными врачом после перенесенной коронавирусной инфекции. «Необходимую медицинскую помощь в ИВС Дмитрий Казаков не получает и чувствует себя очень плохо», – рассказал защитник.
В комментарии «АГ» президент Палаты адвокатов Самарской области Татьяна Бутовченко сообщила о том, что в 2010 г. Дмитрий Казаков сдал экзамен на получение статуса адвоката в этой палате, в которой он числился до 2018 г. – до перехода в АП г. Москвы. «В 2017 г. было возбуждено уголовное дело по ст. 119 УК РФ, где данный адвокат был признан потерпевшим. В ноябре 2019 г. правоохранители возбудили уголовное дело уже в отношении Дмитрия Казакова по ст. 115 УК РФ. Как мне известно, коллега связывает два этих дела между собой», – рассказала она.
По словам Татьяны Бутовченко, лично она не усматривает связи между этими двумя уголовными делами. «Уголовное дело по ст. 119 УК РФ осталось нераскрытым, по текущему уголовному делу по ст. 115 УК РФ он является обвиняемым, и я даже не знаю, кто является потерпевшим. Сейчас это уголовное дело находится на стадии ознакомления с материалами. По моей версии, ознакомление по этому уголовному делу происходило медленно, поэтому в момент, когда Дмитрий Казаков переболел COVID и только что выписался на амбулаторное лечение, правоохранители дождались окончания больничного и совершенно незаконно задержали адвоката», – отметила президент ПАСО.
Председатель Комиссии Совета АП г. Москвы по защите прав адвокатов Роберт Зиновьев также назвал задержание адвоката незаконным, так как в рассматриваемом случае такая мера процессуального принуждения абсолютно неприменима. «Если следователь полагал, что Дмитрий Казаков как-то затягивает ознакомление с уголовным делом, он должен был обратиться в суд с соответствующим ходатайством, чтобы ограничить этот срок. Напомню, что это право обвиняемого, а не обязанность – знакомиться с материалами дела. Ситуация осложняется тем, что адвокат вдобавок болеет COVID-19. Это совершенно дикий случай и яркая иллюстрация умышленного превышения своих властных полномочий должностными лицами, уверовавшими в свою безнаказанность», – отметил он.
Роберт Зиновьев добавил, что жалоба адвоката зарегистрирована в АП г. Москвы, и палата, безусловно, отреагирует на нее. «Учитывая дерзость поведения следствия и опасения коллеги за свою жизнь, полагаю, что также имеет смысл обратиться в Генпрокуратуру, чтобы это ведомство провело объективную и непредвзятую проверку случившегося. С учетом того что сам инцидент произошел в Самаре, уверен, что коллеги из ПАСО окажут необходимую квалифицированную помощь нашему коллеге на первых порах. Мы будем с ними в контакте», – заключил председатель Комиссии Совета АП г. Москвы по защите прав адвокатов.
Как стало известно «АГ» от Владимира Каткасова, вечером 28 января Самарский районный суд г. Самары избрал в отношении Дмитрия Казакова меру пресечения в виде запрета определенных действий и надлежащего поведения. В частности, ему запрещено покидать Самару и Самарскую область, общаться со свидетелями и потерпевшим по уголовному делу в его отношении. Кроме того, Дмитрия Казакова обязали являться к следователю по его вызову.