×

Адвокат не может осуществлять профессиональную деятельность в другом регионе на постоянной основе

Совет ФПА утвердил Разъяснение о недопустимости осуществления адвокатской деятельности на постоянной основе на территории субъекта РФ, членом адвокатской палаты которого не является адвокат
По мнению одного адвоката, Разъяснение вполне логично и обоснованно, оно опирается на действующее законодательство об адвокатуре и адвокатской деятельности. Другой полагает, что Совет абсолютно справедливо обращает внимание на существующую коллизию и призывает коллег не совершать подобных дисциплинарных проступков. Третья считает, что Разъяснение будет способствовать упорядочиванию деятельности адвокатов на территории тех или иных субъектов РФ.

19 октября решением Совета Федеральной палаты адвокатов РФ было утверждено Разъяснение о недопустимости осуществления адвокатской деятельности на постоянной основе на территории субъекта РФ, членом адвокатской палаты которого не является адвокат. 

В п. 1 этого документа, в частности, напоминается, что в компетенцию и публичную ответственность адвокатской палаты субъекта РФ включаются обеспечение оказания квалифицированной юрпомощи, а также контроль за надлежащим исполнением требований к осуществлению адвокатской деятельности. Для реализации публичных функций по организации адвокатской деятельности на территории соответствующего региона адвокатская палата наделена юрисдикционными полномочиями в отношении состоящих в ней адвокатов. К ним относятся принятие обязательных к исполнению всеми адвокатами региона решений, регламентирующих адвокатскую деятельность, рассмотрение дисциплинарных дел об ответственности адвоката за ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей и нарушение требований КПЭА, а также решений органов адвокатского сообщества, принятых в пределах их компетенции, прекращение или приостановление статуса адвоката. 

В следующем пункте указано, что адвокат может одновременно являться членом адвокатской палаты только одного субъекта РФ, сведения о нем вносятся только в один региональный реестр. Адвокат может осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании. Со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты. Порядок изменения адвокатом членства в адвокатской палате одного субъекта РФ на членство АП другого региона определяется Советом ФПА РФ. 

Согласно п. 3 Разъяснения, реестр адвокатских образований и их филиалов субъекта РФ ведется региональной адвокатской палатой. Сведения об адвокатах, осуществляющих деятельность в филиале коллегии адвокатов, вносятся в региональный реестр субъекта РФ, на территории которой создан филиал. Недопустимы деятельность и членство адвоката в адвокатском образовании (филиале, ином обособленном подразделении адвокатского образования) на территории субъекта РФ, если в реестре этого региона нет сведений об адвокате как о члене адвокатской палаты либо если адвокатское образование (филиал, иное обособленное подразделение адвокатского образования) не включено в реестр адвокатских образований адвокатской палаты региона.

Также отмечено, что адвокат не вправе в информации о себе указывать место осуществления профессиональной деятельности, не соответствующее членству в адвокатской палате субъекта РФ. Недопустима организация дополнительных офисов на территории субъектов РФ, в реестре адвокатов которых отсутствуют сведения об организовавшем их адвокатском образовании (обособленном подразделении).

В п. 4 документа указано, что адвокат вправе постоянно осуществлять адвокатскую деятельность на территории субъекта РФ, если сведения о нем внесены в реестр адвокатов этого субъекта РФ, а форма адвокатского образования (филиал коллегии или бюро) и место осуществления адвокатской деятельности избраны адвокатом на территории этого субъекта. Осуществление адвокатской деятельности на территории другого региона может носить временный, не предполагающий постоянного нахождения характер. Нарушение правил создания и регистрации адвокатских образований, а также осуществление адвокатом профессиональной деятельности на постоянной основе на территории другого субъекта РФ в иных формах служат основанием привлечения к дисциплинарной ответственности из-за ненадлежащего исполнения требований Закона об адвокатуре и решений органов адвокатского сообщества, принятых в пределах их компетенции.

Подчеркивается, что об осуществлении адвокатской деятельности на постоянной основе помимо прочего могут свидетельствовать организация офиса, не зарегистрированного в реестре адвокатских образований, размещение информации об адвокате, ведение приема доверителей, указание адреса адвоката вне субъекта РФ, в реестр которого внесены данные об адвокате, осуществление платежей через филиал или обособленное подразделение, не зарегистрированное в реестре адвокатских образований субъекта РФ, в котором оно фактически находится, или адвокатом, не состоящим в реестре адвокатов субъекта, в котором находится филиал или обособленное подразделение, и прочие факторы.

Заместитель председателя Московской коллегии адвокатов «Центрюрсервис» Илья Прокофьев отметил, что Разъяснение Совета ФПА вполне логично и обоснованно, оно опирается на действующее законодательство об адвокатуре и адвокатской деятельности, а также по своей сути не является новым, поскольку ранее Федеральной палатой адвокатов уже давались подобные разъяснения. «Изложенная позиция органов адвокатского самоуправления справедливо основана на том, что если в субъекте РФ отсутствуют какие-либо сведения об адвокате, который на постоянной основе осуществляет профессиональную деятельность на территории данного субъекта, то это может препятствовать осуществлению возложенных на адвокатские палаты субъектов РФ задач и функций, в том числе функции дисциплинарного контроля деятельности адвокатов. Обусловлено это разъяснение тем, что до настоящего времени случаи, когда адвокаты числятся в адвокатских палатах одного субъекта РФ, а фактически осуществляют деятельность в другом, встречаются нередко, что не может не беспокоить адвокатское сообщество, поскольку зачастую приводит к снижению качества оказываемой юридической помощи, а, следовательно, наносит ущерб авторитету адвокатуры и доверию к ней общества и граждан», – заметил он. 

Заместитель председателя Коллегии адвокатов «ARM IUST» Нарине Айрапетян полагает, что Разъяснение Совета ФПА будет способствовать упорядочиванию деятельности адвокатов на территории тех или иных субъектов РФ. «Однако считаю, что неслучайно в тексте разъяснений указан неисчерпывающий перечень того, что может свидетельствовать об осуществлении адвокатской деятельности на постоянной основе. На практике неминуемо возникнут ситуации, которые потребуют индивидуализированного подхода в вопросе оценки временного или постоянного характера данной деятельности. Ведь следует отметить, что множество адвокатов, не имея офиса, не размещая о себе информацию как об адвокате, осуществляющем деятельность именно в конкретном субъекте, работают в достаточно плотном режиме на территории субъектов РФ, в реестр которых они не внесены. Подобные случаи в силу характера нашей деятельности, на мой взгляд, невозможно искоренить», – убеждена она.

Адвокат практики уголовного права и процесса «Инфралекс» Мартин Зарбабян полагает, что Разъяснение способно оказать влияние на несколько ситуаций: во-первых, предупредить адвокатов от совершения поступков, которые могут повлечь привлечение их к дисциплинарной ответственности. «Во-вторых, оно снизит число лиц, кто сразу после приобретения статуса адвоката в одном субъекте нашей страны фактически переселяется для проживания и осуществления адвокатской деятельности в другой субъект, оставаясь членом адвокатской палаты того субъекта, из которого переселился. Хотя и сомневаюсь, что такое явление носит системный характер, скорее оно встречается не так часто. С этой точки зрения мысль анализируемого документа достаточно проста и понятна – необходимо быть членом адвокатской палаты того субъекта, где преимущественно осуществляется адвокатская деятельность. Но с сугубо практической, конечно, все же могут возникать вопросы относительно того, что считать осуществлением адвокатской деятельности на постоянной основе», – считает он.

Эксперт отметил, что иногда защита прав доверителя по уголовному делу в суде может длиться несколько лет, поэтому возникает вопрос: должно ли считаться в таком случае продолжительное нахождение адвоката из одного субъекта в другом осуществлением адвокатской деятельности на постоянной основе? «Очевидно, что нет, так как адвокаты свободны в географии оказания помощи. И в данном случае очень важно, чтобы эти разъяснения трактовались профессиональным сообществом и правоприменителем согласно их идее, то есть не воспринимались ошибочно в качестве барьеров для оказания качественной и своевременной юридической помощи, – полагает Мартин Зарбабян.

Он также напомнил, что на сегодняшний день для оказания юридической помощи востребованы мобильные офисы, когда, например, адвокату, находящемуся в «командировке», в целях участия в продолжительном судебном разбирательстве может потребоваться временное рабочее место, что вовсе не должно свидетельствовать об осуществлении адвокатской деятельности на постоянной основе. «Таким образом, в целом Совет абсолютно справедливо обращает внимание на существующую коллизию и призывает коллег не совершать подобных дисциплинарных проступков. Между тем такие разъяснения, полагаю, требуют очень точного и аккуратного применения в контексте рассмотрения вопросов о привлечении к дисциплинарной ответственности, учитывая право адвокатов осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории РФ без какого-либо дополнительного разрешения», – заключил адвокат.

Рассказать:
Яндекс.Метрика