×

Адвокатам рассказали о новых инструментах повышения квалификации

Эксперты обсудили развитие информационных технологий в адвокатской деятельности и уголовном судопроизводстве
Фото: «Адвокатская газета»
В ходе конференции «Традиции и новации адвокатуры» адвокатам рассказали, какие информационные технологии подходят для повышения квалификации адвокатов, а также об использовании доказательств в электронно-цифровой форме.

24–25 мая в Челябинске прошла II научно-практическая конференция молодых адвокатов «Традиции и новации адвокатуры», посвященная Федору Плевако.

В ходе пленарного заседания, посвященного теме «Взбунтовавшихся технологий и традиционных профессий», эксперты обсудили использование высоких технологий в адвокатской деятельности.

Первой прозвучала тема повышения квалификации: важная составляющая деятельности адвокатской корпорации – система профессионального обучения – в настоящее время развивается преимущественно путем внедрения дистанционных форм, созданных с помощью информационных технологий. О разнообразии таких форм рассказала председатель Союза молодых адвокатов России, адвокат АП Московской области Александра Цветкова, пояснив, что она сейчас занимается изучением различных программных продуктов, с тем чтобы выбрать удобные, эффективные и недорогие.

Например, широко известна платформа Moodle, на которой АП Ставропольского края создала Школу молодого адвоката. Она позволяет формировать дополнительные расширенные модули, что является важным преимуществом, но необходимы специальный сервер и хостинг для ее установки, специально подготовленные программисты для работы с ней, а также плата за ее скачивание. По мнению Александры Цветковой, для создания дистанционных курсов в палате можно использовать более простую, к тому же недорогую версию платформы Moodle – «Русский Moodle3k»: она адаптирована к русскому языку, не требует отдельного сервера для установки, плата за ее скачивание – около 3 тыс. руб.

Полезным сервисом является также Google Сlassroom – бесплатная программа, позволяющая самостоятельно создавать обучающие курсы (формировать задания, выставлять оценки). Войти в нее можно через почту Google. По сравнению с Moodle и подобными ей платформами, Google Сlassroom имеет ограниченный арсенал возможностей для обучения, но на начальном этапе вполне может быть использована.

Надо создавать также личные тренинги и обучающие программы, считает Александра Цветкова; очень хорошие возможности для этого дает ISpring Suite – инструмент для подготовки презентаций, тренингов и тестов по личным компетенциям. Лицензия на использование Ispring Suite стоит 27 тыс. руб., но есть и бесплатные версии.

Определенными преимуществами обладает Stepik – российская образовательная платформа, которая представляет собой конструктор преимущественно бесплатных и открытых курсов и уроков, предоставляющий опции «учиться» и «учить».

Также Александра Цветкова обратила внимание на Free Publicity School – тренинг по правильному написанию текстов, который будет очень полезен, например, желающим писать просто о сложном. Платформа Free Publicity School предоставляет возможность самостоятельно создавать собственные курсы.

Комментируя работу по формированию пакета рекомендованных программ, Александра Цветкова говорит: «Мы хотим использовать “Русский Moodle3k” и различные бесплатные площадки. Если курс создает палата, на ее сайте должна быть ссылка на этот ресурс. Если вы создаете курс сами, ссылки можно размещать на личных сайтах и в соцсетях».

Кроме того, по ее словам, СМА планирует создание сети по обучению и обмену опытом, действующей по тому же принципу, что и Facebook, – это будет один из основных проектов Союза. Подобная обучающая сеть (Edmodo) есть пока только на английском языке.

Важным в плане повышения квалификации является также изучение судебной практики, касающейся применения новых технологий, в частности использования электронных доказательств. В связи с этим большой интерес вызвало выступление одного из ведущих специалистов по вопросам использования доказательств в электронно-цифровой форме – заведующего кафедрой правоохранительной деятельности и национальной безопасности Южно-Уральского государственного университета, д.ю.н., Сергея Зуева.

Он сообщил, что на базе кафедры правоохранительной деятельности и национальной безопасности Южно-Уральского государственного университета созданы научное сообщество, которое занимается вопросами развития информационных технологий в уголовном судопроизводстве, а также посвященный им электронный ресурс www.ritvus.ru, где публикуются в том числе судебная практика из разных регионов, научные статьи на русском и английском языках, новости, действует форум, проводится анкетирование.

Среди материалов, размещенных на этом сайте, есть обзор судебной практики, в котором анализируются вопросы, связанные с использованием в доказывании результатов ОРД, хранящихся на электронных носителях (Пленум ВС РФ пока не подготовил обзор на эту тему). Практика сформировалась таким образом, что записи, сделанные при электронном наблюдении за коммуникациями в сети «Интернет», прослушивании телефонных переговоров, видеонаблюдении, рассматриваются судом наравне с процессуальными доказательствами, если им не противоречат. Сергей Зуев пояснил, что Верховный Суд РФ, в отличие от КС РФ, признает возможность отнесения результатов ОРД к доказательствам.

Также на сайте www.ritvus.ru опубликованы статьи об участии специалистов при изъятии электронных носителей в ходе обыска и выемки, проведении компьютерной экспертизы, использовании в качестве доказательств результатов исследований, проводимых на полиграфе. Все эти материалы опубликованы в последнем номере журнала «Правопорядок» (правопорядок74.рф).

Рассказать: