Как сообщает пресс-служба Федеральной палаты адвокатов, 12 мая в ходе очередного вебинара ФПА по повышению квалификации адвокатов доцент кафедры адвокатуры Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, к.п.н., действительный член Союза лиц, осуществляющих деятельность в сфере судебной экспертизы и судебных экспертных исследований «Палаты судебных экспертов им. Ю.Г. Корухова», Лариса Скабелина выступила с лекцией на тему «Судебно-психологическая экспертиза детско-родительских отношений».
В начале своего выступления эксперт отметила, что судебно-психологическая экспертиза – это одна из основных форм применения специальных психологических знаний в судопроизводстве. Необходимо понимать, что специальные знания получаются в результате специальной профессиональной психологической подготовки. Они должны быть внедрены в практику судебной экспертизы, добавила она.
Спикер обратила внимание на навыки адвоката при работе с заключениями СПЭ – формулирование вопросов, оценка заключений экспертиз и допрос эксперта-психолога в суде. По ее мнению, главный навык – правильное формулирование вопросов. Для этого важно понимать, что является объектом судебно-психологической экспертизы. Так, объект СПЭ по детско-родительским отношениям – это ребенок (дети); родители (воспитатели, усыновители и др.); детско-родительские отношения; внутрисемейные отношения; ситуация развития; материалы дела, содержащие фактические данные об объектах исследования.
По словам Ларисы Скабелиной, необходимо четко понимать пределы компетенции судебно-психологической экспертизы. Она предложила алгоритм действий, следуя которому адвокат сможет составить оптимальный список вопросов для экспертов как по детско-родительским отношениям, так и по другим видам СПЭ. Во-первых, необходимо отделить психологические вопросы от правовых. Например, вопрос определения режима общения ребенка с отдельно проживающим родителем не входит в компетенцию СПЭ – его определяет суд. Во-вторых, разграничить компетенции судебно-психологической экспертизы и судебно-психиатрической. В-третьих, определить методические ограничения такой экспертизы. Кроме того, лектор рекомендовала не задавать экспертам вопросов, не требующих специальных знаний. Например, оказывалось ли матерью на дочь психологическое воздействие в период их совместного проживания.
Лариса Скабелина напомнила, что ядром правового регулирования семейных споров являются интересы ребенка, под которыми следует понимать обеспечение условий, необходимых для его полноценного физического, психического и духовного развития. В то же время при рассмотрении споров между разводящимися супругами должны учитываться интересы матери и интересы отца.
Спикер уделила внимание особенностям мнения ребенка, возраст которого превышает 10 лет, о месте его жительства. Она пояснила, что необходимость для ребенка делать выбор между родителями может привести к ухудшению его психического состояния. В силу недостаточного опыта ребенок не может определить свои подлинные интересы. Кроме того, в силу возрастной внушаемости мнение детей не является полностью самостоятельным и во многом определяется установками взрослых, с которыми он проживает.
Лариса Скабелина рекомендовала адвокатам для поиска типовых вопросов по СПЭ по детско-родительским отношениям, а также по другим видам экспертиз обращаться на сайт Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ. При формулировании типовых вопросов, как разъяснила лектор, необходимо использовать экспертные понятия, например «индивидуально-психологические особенности личности», «негативное психологическое воздействие».
При оценке заключений судебно-психологической экспертизы без участия специалиста, как отметила Лариса Скабелина, адвокату следует обратить внимание на ряд критериев. Так, экспертиза должна содержать вводную и исследовательскую части и вывод, эксперт должен быть предупрежден об ответственности, также важно учесть квалификацию эксперта, поскольку она может не соответствовать предмету исследования. Кроме того, отдельное внимание стоит уделить поставленным вопросам.
Эксперт выделила типичные ошибки СПЭ детско-родительских отношений. К ним относятся процессуальные ошибки; неполнота и однородность исследования; нарушение процедуры обследования детей; неадекватный выбор методик исследования; ошибки интерпретаций данных тестирования; отсутствие психологического анализа материалов дела; выход эксперта за пределы компетенции.
Говоря о вопросах эксперту в суде, Лариса Скаблина условно разделила их на три основные группы. Первая группа – вопросы, касающиеся уточнения компетентности эксперта с целью повысить доверие к его экспертизе или, напротив, подвергнуть ее сомнению. Вторая – вопросы, выявляющие соблюдение закона при проведении экспертизы с целью дискредитировать заключение экспертизы. Третью группу составляют вопросы по существу проведенного исследования и данного заключения, например относительно методик СПЭ: является ли применимая методика общепринятой, сертифицированной, проверенной практикой или она эксклюзивна; имеются ли другие методики решения поставленной перед экспертом задачи и др.
С презентацией лекции можно ознакомиться здесь.
Повтор трансляции состоится в субботу, 16 мая.