7 мая в Следственном комитете РФ прошло совещание на тему состояния работы по рассмотрению обращений граждан в следственных органах СКР. В ходе мероприятия глава ведомства Александр Бастрыкин заявил, что данный вопрос является одним из важнейших направлений деятельности ведомства. Он привел статистические данные о рассмотрении обращений граждан, в соответствии с которыми в 2017 г. было рассмотрено свыше 410 тыс. обращений, что на 8,1% больше, чем в 2016 г. (379 тыс.). При этом в центральном аппарате СК РФ было рассмотрено свыше 43 тыс. обращений – рост составил 6,3%.
Кроме того, Александр Бастрыкин отметил, что увеличение количества рассмотренных обращений наблюдается и в первом квартале 2018 г., как в целом в СК РФ – на 9950 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что составляет 10,9%, так и в центральном аппарате – на 839, или 7,7%.
По мнению председателя СК РФ, такая динамика поступающих обращений говорит, с одной стороны, о возросшем доверии граждан к Следственному комитету и укреплении его авторитета. С другой стороны, Александр Бастрыкин считает, что возрастающий объем обращений свидетельствует о ненадлежащей организации работы в ряде следственных органов.
«Количество обращений граждан, поступающих в центральный аппарат СК России, продолжает расти. Так, в настоящее время еженедельно поступает до 4 тыс. обращений, из них около 1,5 тыс. – лично на имя председателя СК России, что говорит о необъективном или неполном рассмотрении доводов заявителей на региональном уровне», – сообщил Александр Бастрыкин.
Он обратил внимание также и на негативную практику рассмотрения сообщений о преступлениях как простых обращений граждан, что ведет к затягиванию принятия процессуальных решений по проведению проверок или возбуждению уголовных дел.
На совещании также было отмечено, что в ряде регионов руководством следственных управлений не организована должным образом работа по личному приему граждан, а в других, наряду с ростом числа граждан, принятых в таком порядке, количество граждан, принятых руководителями районного звена, очень низко.
Председатель СКР подчеркнул, что в ходе личных приемов граждане нередко сообщают ему о недоработках следователей, в связи с чем указал на необходимость уделять особое внимание работе с потерпевшими: «Следователи должны отчетливо понимать, что сразу после поступления сообщения о преступлении они обязаны установить психологический контакт с потерпевшим, учитывая его крайне негативное эмоциональное состояние, обусловленное вредом, причиненным преступлением. При наличии претензий к качеству и срокам расследования потерпевшим следует разъяснять позицию следственного органа».
В ходе совещания Александр Бастрыкин отметил необходимость уделять повышенное внимание коллективным обращениям граждан, связанным с невыплатой заработной платы работникам градообразующих и стратегически важных предприятий, нарушением прав участников долевого строительства многоквартирных домов, а также несовершеннолетних.
Кроме того, он указал, что ведение личного приема должно проводиться с использованием средств видеофиксации, с обязательным предварительным уведомлением о применении данных средств.
В своем комментарии адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» Игорь Бушманов пояснил, что СК РФ уже давно занимается откровенным «популизмом» при рассмотрении обращений граждан, к которым его представители относят в том числе адвокатов и других участников уголовного судопроизводства. Эксперт добавил, что при этом массово игнорируются требования закона и сроки рассмотрения жалоб участников уголовного судопроизводства, указанные в ст. 124 УК РФ.
По его мнению, личные приемы отдельных граждан, часто проводимые председателем СК РФ, а также увеличивающееся количество обращений, поступивших в центральный аппарат СК, свидетельствуют отнюдь не о повышении доверия и укреплении авторитета ведомства, а напротив, о неудовлетворительной работе низовых звеньев. «“Ручное управление”, которым в основном пользуется Александр Бастрыкин в своей деятельности, уже не дает должного эффекта, а напротив – приводит к деформационным процессам в системе СК РФ, стремительно теряющим свою процессуальную и политическую силу», –указал Игорь Бушманов.
Вместе с тем эксперт отметил, что Александр Бастрыкин правильно обращает внимание на негативную практику рассмотрения сообщений о преступлениях как простых обращений граждан, что ведет к сокрытию преступлений и нарушению прав потерпевших. «Сам неоднократно сталкиваюсь в своей практике с таким “антизаконным” подходом. И полагаю, изменений в этой части к лучшему не предвидится», – пояснил Игорь Бушманов.
В заключение он отметил, что зачастую обоснованные жалобы адвокатов действуют на отдельных представителей СК, как «красная тряпка на быка», поэтому иной раз приходится идти на хитрость, излагая жалобы от имени доверителей и подзащитных, эффективность рассмотрения которых иногда выше «профессиональных», отметил эксперт.
Старший партнер АБ «ЗКС» Андрей Гривцов также считает, что приведенные данные о возросшем количестве обращений в СК РФ свидетельствуют в первую очередь не о возросшем уровне доверия граждан, а о том, что люди недовольны работой следователей и регулярно обжалуют их действия. «На мой скромный взгляд, СК РФ последние годы слишком большое внимание уделял укрупнению чиновничьего и обслуживающего персонала, пиару собственной деятельности и практически забыл о рядовых следователях, их профессиональном развитии, улучшении качественного и количественного состава именно следственных подразделений. В результате сложилась ситуация, когда в системе СК РФ следователей по количеству меньше, чем других сотрудников, в том числе руководящего звена, следователи в подавляющей массе являются молодыми специалистами, регулярно допускают ошибки, которые никто не исправляет, получают в разы меньшую заработную плату по сравнению с работниками центрального аппарата ведомства. Все это и влечет за собой ненадлежащее расследование уголовного дела и, как результат, большое количество жалоб и обращений граждан», – пояснил эксперт.
Кроме того, Андрей Гривцов отметил, что нередко адвокаты помогают доверителям составить обращения, так как, во-первых, статистика СК РФ не разделяет между собой жалобы адвокатов и обращения рядовых граждан, то есть все эти документы учитываются в одном количественном показателе. Во-вторых, нередки случаи, когда адвокаты по тем или иным причинам подают обращения не от своего имени, а от имени своих доверителей: «почему-то некоторые сотрудники СК РФ в силу исковерканной психологии относятся к исходящим от адвокатов документам, как к документам второго сорта, а вот жалобы потерпевших удовлетворяют охотнее».
«И, наконец, надо признать, что личный прием руководителями СК РФ иногда является достаточно эффективным инструментом обжалования. Как правило, на него отправляется не адвокат, а доверитель как раз в силу того, что отношение к первому может быть излишне формальным. Адвокат же при этом готовит саму жалобу, которая подается с личного приема, и разъясняет доверителю, как и что говорить и на какие сильные аргументы ссылаться в ходе приема», – заключил Андрей Гривцов.