В проекте отзыва Правительства, с которым ознакомилось издание, отмечается, что поправки сенатора не учитывают, что изменение ст. 116 УК РФ было направлено на «своевременное выявление и противодействие фактам семейного насилия, противоправного поведения родителей и других лиц, склонных к совершению насильственных действий в отношении близких».
Сенатор уже высказала свою позицию по поводу отзыва Правительственной комиссии по законопроектной деятельности. «Отзыв Правительства – это не приговор и не финальная точка в судьбе законопроекта. Окончательное решение – за депутатами, они могут согласиться с доводами Правительства, а могут и не согласиться», – сообщается на сайте Елены Мизулиной. «В целом я считаю, что отзывы Правительства на законопроекты о поправках в УК РФ при их внесении неконституционны, – добавила сенатор. – Считаю, что давно нужно лишить Правительство права давать официальные отзывы на любые законопроекты о поправках в Уголовный кодекс. Поэтому я и внесла еще в 2012 г. в Государственную Думу соответствующий законопроект».
Напомним, Федеральный закон № 323 от 3 июля 2016 г., известный как «закон о декриминализации ряда статей УК РФ», затронул и статью «Побои». Однако, по словам Елены Мизулиной, новая редакция содержит ряд спорных положений, так как от уголовной ответственности за побои без вреда для здоровья освобождаются все, кроме близких родственников.
«В этих, по сути своей, антисемейных положениях новой редакции ст. 116, не было никакого смысла, – заявила Елена Мизулина. – Ведь в УК РФ более 60 составов преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за насильственные или иные противоправные действия, совершенные в отношении членов семьи. Поэтому все предложенные изменения лишь легализуют ювенальную юстицию, т.е. необоснованное вторжение в семейные дела».
«Необходимо править уголовный закон и убирать эти абсурдные положения», – объяснила сенатор внесение в Госдуму в июле этого года законопроекта, предусматривающего отмену уголовного наказания за семейные побои.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в ст. 116 УК РФ и в п. 4 ст. 1 Федерального закона № 323-ФЗ. Авторы поправок настаивают на исключении «побоев в отношении близких лиц» из числа преступлений. Побои в отношении членов семьи и других близких лиц должны быть отнесены к административным правонарушениям.
Президент КМА «ВердиктЪ» Алексей Паршин, специализирующийся на представлении интересов жертв, пострадавших от домашнего насилия, солидарен с реакцией Правительства на законопроект, предложенный Еленой Мизулиной. «Сенатор ошибочно называет вмешательством в частную жизнь уголовное преследование за преступления, которые совершаются в семьях за закрытыми дверями, – указал адвокат, – однако такие случаи нужно не прятать, а выявлять и работать с ними».
Комментируя заявление сенатора о том, что текущая редакция ст. 116 УК РФ носит дискриминационный характер по отношению к членам семьи, Паршин отметил, что практика применения более строгих санкций к лицу, совершившему насилие в отношении родственника, принята во всем мире. «Это связано с зависимостью жертвы от дебошира и продолжительным характером нарастания семейного конфликта», – объяснил адвокат. Более того, он считает необходимым распространить это положение и на ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью).
Кроме того, в ходе декриминализации ряда статей УК РФ из-под действия ст. 116 «выпала» целая категория лиц – бывшие супруги, т.е. факт развода может быть использован в целях уклонения от уголовной ответственности и перехода под административную. Этот момент также необходимо проработать на уровне законодательства.
Алексей Паршин отметил, что по статистике 70% женщин, которые звонят на «горячие линии», в дальнейшем не обращаются ни в правоохранительные органы, ни в другие структуры. «Высокая латентность таких преступлений объясняется неверием жертв в способность государства защитить их, в том числе из-за отсутствия в стране разработанных механизмов профилактики домашнего насилия», – рассказал эксперт.
Алексей Паршин считает, что только разработка специального закона может повлиять на изменение сложившейся ситуации. «КоАП и Уголовный кодекс не направлены на профилактику подобных преступлений, они работают с их последствиями», – объяснил он. Проект федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия», в разработке которого принимал участие Алексей Паршин, сейчас внесен в Госдуму. «Законы против домашнего насилия приняли более 140 стран в мире. Опыт других стран показал, что внедрение таких законов приводит к снижению бытовой преступности на 30–40%, – подчеркнул Алексей Паршин. – А по статистике МВД, 40% всех тяжких насильственных преступлений в России совершается в семье».