На сайте Федеральной палаты адвокатов РФ размещена утвержденная Советом ФПА РФ форма типового административного искового заявления о признании незаконным бездействия административного ответчика по оплате труда адвокатов по назначению.
В ходе заседания Совета президент ФПА РФ Юрий Пилипенко сообщил, что после переговоров с Минфином по поводу финансирования оплаты труда адвокатов, осуществляющих защиту по назначению, и по проблеме задолженности со стороны государственных органов перед ними руководство ФПА РФ пришло к выводу, что самый эффективный способ погасить эту задолженность – обращения адвокатов в суд с исками: судебные решения о выплатах государственные органы исполняют в первую очередь. В таких случаях следует подавать именно административный иск, поскольку нет спора о размере суммы.
Ранее Юрий Пилипенко отмечал, что обращение в суд – «наиболее короткий путь к деньгам, которые заработали адвокаты, оказывая юридическую помощь по назначению».
Напомним, в апреле Всероссийский съезд адвокатов принял резолюцию «Об оплате труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению».
«Сложилась нелогичная ситуация, при которой размер начисления оплаты труда адвоката, участвующего в защите по назначению в досудебной стадии процесса, а также возможность выплаты начисленных сумм зависят от волеизъявления должностного лица, которому защитник противостоит в процессуальном споре», – подчеркивается в резолюции.
Кроме того, в очередной раз указывается на недопустимо низкие базовые ставки оплаты защитника по назначению, которые к тому же не индексируются годами. В документе объясняется, что такое положение является для адвокатских палат серьезным препятствием к тому, чтобы обеспечить надлежащее качество защиты по назначению.
Впрочем, стоит отметить, что недавно в переговорном процессе между ФПА РФ и Министерством финансов РФ произошел настоящий прорыв: удалось достичь соглашения о создании отдельной строки бюджетной классификации для финансирования защиты по назначению.
Таким образом, решена задача, которую российская адвокатура в последние годы обозначала в качестве ключевой в процедуре установления надлежащего порядка оплаты труда адвоката, осуществляющего защиту по назначению. Пока речь не идет об отдельной строке финансирования в Законе о федеральном бюджете, однако создание отдельного кода бюджетной классификации для каждого главного распорядителя бюджетных средств предполагается достаточным средством для исключения хронической задолженности перед защитниками, получающими оплату от государства.