×

Как сделать право понятным каждому?

На ПМЮФ обсудили необходимость изменения формы изложения юридической информации
Фотобанк Freepik
Эксперты рассмотрели вопросы недоверия граждан к юридическим текстам и, как следствие, к органам власти, принципы взаимодействия чиновников, юристов и журналистов, а также особенности выстраивания эффективной коммуникации между властью и обществом.

Во второй день работы Петербургского международного юридического форума прошла дискуссионная сессия «С юридического на человеческий. Как говорить о праве просто и понятно». На сессии обсуждались вопросы формирования доверия граждан к юридическим текстам, принципы эффективного информирования общественности о деятельности судов, налаживание информационного сотрудничества между органами государственной власти, юристами и журналистами, стратегии коммуникаций государственных органов со СМИ и гражданами.

Открыла обсуждение директор Центра современных коммуникаций ВШГУ РАНХиГС Лариса Катышева. Она обозначила одну из ключевых проблем – непонимание рядовыми гражданами юридической терминологии, следствием чего является неспособность соблюдать требования закона. «Мы должны решить очень важный вопрос: хотим ли мы, чтобы юристы имели исключительный доступ к правовым знаниям и интерпретировали их обычным людям, как жрецы в древности, или хотим сформировать культуру правового поведения, соблюдения правовых норм», – подчеркнула спикер.

Она отметила, что обычный человек, читая юридический документ, испытывает дискомфорт и ожидание, что его обманут. Непонимание вызывает отсутствие доверия к государственным органам. Таким образом, для того чтобы у граждан появилось доверие к государственным и общественным институтам, они должны понимать язык, на котором с ними разговаривают.

Лариса Катышева также обратила внимание на то, что появление новых способов коммуникации меняет структуру общества, людей и их способность перерабатывать информацию. По ее мнению, государственным институтам и юридическому сообществу необходимо учитывать изменения и менять язык коммуникаций. Тяжелый, изобилующий непонятными терминами юридический язык Лариса Катышева сравнила с судейскими париками, которые судьи уже не носят.

Руководитель Объединенной пресс-службы судов Санкт-Петербурга Дарья Лебедева рассказала об успешном опыте создания единого центра информирования общественности о деятельности судов. По ее словам, Объединенная пресс-служба была создана в 2017 г. с целью стать достоверным источником информации, который будет пользоваться доверием у журналистов.

Она отметила, что один из принципов работы Объединенной пресс-службы – мгновенность донесения информации. В частности, посты о решениях судей публикуются в Телеграм-канале сразу же после их вынесения вне зависимости от времени суток: был случай, когда пост был опубликован в 4 часа утра, сразу после оглашения приговора. Дарья Лебедева рассказала об особенностях текстов, которые готовит Объединенная пресс-служба: каждое сообщение максимально отвечает на вопросы, которые могут возникнуть у читателей. При этом тексты написаны простым языком, лаконичны, и в них, если это уместно, присутствует легкий юмор.

Советник Центра перспективных управленческих решений Ольга Бинда рассказала о специфике освещения правовых процессов и законотворческой деятельности. По ее словам, в этой сфере назрело противоречие между СМИ, представителями органов государственной власти и юристами. С одной стороны, представители власти и юристы настороженно относятся к СМИ и не очень охотно идут на контакт с журналистами, поскольку боятся искажения информации. С другой стороны, журналисты часто испытывают предубеждение к юристам и чиновникам, так как не видят возможности для адекватного сотрудничества.

Таким образом, полагает Ольга Бинда, складывается парадоксальная ситуация: при наличии всех необходимых условий для сотрудничества и поддержки в работе необходимые связи не выстраиваются. Низкая правовая грамотность и неверие в то, что государство может быть посредником и союзником, нивелируют значимые государственные и общественные проекты, в то же время судебные процессы становятся излишне громкими, провоцируют волнение граждан. По ее мнению, помочь изменить ситуацию могут специалисты по коммуникациям.

Ольга Бинда не согласилась с распространенным убеждением представителей госвласти, общественных деятелей и юристов о том, что журналисты не могут объективно освещать судебные процессы, так как не обладают юридическими знаниями. Она отметила, что в настоящее время многие представители СМИ имеют юридическое образование. Для понимания особенностей работы журналистов спикер призвала юристов изучить редакционные стандарты. Она также выразила мнение, что разрешить существующие противоречия поможет создание специальных каналов для информирования населения по базовым вопросам: вебинары по правовому просвещению, основам предпринимательства для граждан и т.д. Кроме того, по ее мнению, целесообразно преподавание на факультетах журналистики информационного освещения судебных процессов.

О соотношении ведомственных интересов с интересами государства в публикациях государственных органов рассказала заместитель генерального директора АНО «Проектный офис развития туризма и гостеприимства» Ирина Кашунина. Она подчеркнула, что для повышения уровня доверия к органам власти важно правильно выстраивать эффективную коммуникацию. Для этого необходимы пять составляющих:

1. Целевая аудитория – понимание того, с кем ведется коммуникация, каковы интересы аудитории.

2. Качество материалов. Читателей больше привлекают материалы с хорошим контентом и грамотно выстроенным видеорядом.

3. Выбор канала коммуникации. В частности, для общения с профессиональной аудиторией подойдет сайт органа власти или рассылки с сайта. Для общения с широкой аудиторией используются соцсети. При этом следует помнить, что развлекательного контента в аккаунтах государственных органов должно быть не более 20%.

4. Доступность – связана с вопросом доверия. Речь идет не только о понятности материалов, но и о доступности для коммуникации пресс-секретарей и спикеров органов власти.

5. Диалог. Регулятору важно вести диалог с бизнесом и отраслевым сообществом. Информирование о принятых решениях и разъяснение позиции государственного органа способствуют повышению правовой грамотности граждан.

Подводя итог своему выступлению и всей дискуссии, Ирина Кашунина отметила, что переводить с юридического языка на человеческий – означает говорить о праве просто и понятно. По ее мнению, будущее – за такими простыми подходами.

Рассказать:
Яндекс.Метрика