×

КС не стал рассматривать жалобу на отказ в выдаче российского водительского удостоверения

Суд заметил, что заявитель инициировал рассмотрение вопроса о выдаче российского удостоверения взамен утраченного иностранного после того, как истек срок административного наказания в виде лишения права управления ТС
По мнению одного из адвокатов, оспариваемые нормы не ставят в неравное положение граждан, а фактически предусматривают иной порядок разрешения ситуации, о которой идет речь, ввиду наличия обстоятельств, не позволяющих осуществить проверку информации о ранее выданном иностранном водительском удостоверении. По мнению второго, данной ситуации можно было бы избежать, если бы в законе и правилах выдачи водительских удостоверений была оговорка об иностранных государствах – бывших социалистических дружественных странах, так как современные стандарты получения специальных прав на управление транспортным средством вытекают – как в России, так и в Украине – из стандартов, принятых еще в СССР, которые во многом аналогичны и актуальны сейчас.

Конституционный Суд вынес Определение № 496-О от 10 марта, которым отказал в принятии жалобы на нормы, запрещающие выдать российское водительское удостоверение взамен иностранного уроженцу Симферополя.

Уроженец г. Симферополя Виктор Климчук, получивший гражданство России в порядке, предусмотренном Законом о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя, имел украинское водительское удостоверение.

29 июля 2014 г. Виктор Климчук был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП, за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 30 тыс. руб. с лишением права управления ТС на два года. Виктор Климчук водительское удостоверение не сдал, при этом он сообщил об утере документа, но сделал это в нарушение ч. 1.1 ст. 32.7 КоАП не спустя три дня, а лишь 16 декабря 2016 г.

26 декабря 2018 г. Виктор Климчук после сдачи теоретического экзамена на знание ПДД РФ в порядке ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП обратился в уполномоченный орган внутренних дел с заявлением о выдаче российского национального водительского удостоверения в связи с окончанием срока исполнения административного наказания. Однако должностное лицо сообщило ему, что поскольку украинское национальное водительское удостоверение не было сдано в уполномоченный орган внутренних дел Российской Федерации в связи с утратой, то ему может быть выдано российское водительское удостоверение после сдачи помимо теоретического экзамена практического экзамена.

В связи с этим он обратился в Белогорский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ в выдаче водительского удостоверения, однако суд отказал в удовлетворении его требований. Вышестоящие инстанции отказ поддержали.

Тогда Виктор Климчук обратился в Конституционный Суд РФ, указав в жалобе, что п. 9 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения и п. 42 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений не соответствуют Конституции, поскольку противоречат ст. 12 Закона о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Отказывая в принятии жалобы, КС указал, что в соответствии с п. 9 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения, п. 42 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений выдача российских водительских удостоверений взамен утраченных (похищенных) иностранных, выданных в других государствах, не производится.

В случае утраты лицом, в том числе гражданином России, иностранного водительского удостоверения выдача ему российского удостоверения производится в порядке, предусматривающем, в частности, сдачу теоретического и практического экзаменов (ст. 25 и 26 Закона о безопасности дорожного движения, п. 6 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений). Иной порядок выдачи лицу российского водительского удостоверения взамен утраченного иностранного может устанавливаться в международных договорах России с иными государствами, указал Суд.

При этом согласно подп. «г» п. 29 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений выдача российского удостоверения взамен ранее выданного тоже российского производится без сдачи экзаменов при поступлении заявления об утрате (хищении) водительского удостоверения. Такое регулирование, посчитал КС, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип равенства, поскольку уполномоченные органы внутренних дел России, ответственные за проведение экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачу удостоверений, располагают необходимыми документами и сведениями о выдаче лицу российского водительского удостоверения позднее им утраченного, сделанных в этом удостоверении отметках и записях. Они имеют возможность идентифицировать гражданина, обратившегося с заявлением о выдаче ему удостоверения взамен утраченного, как лицо, которому ранее такое удостоверение действительно было выдано. Это позволяет осуществлять выдачу без сдачи экзаменов. Подобными возможностями уполномоченные органы внутренних дел РФ в отношении иностранных водительских удостоверений не обладают, если иное не вытекает из международных договоров России.

Кроме того, заметил Суд, заявитель инициировал рассмотрение вопроса о выдаче российского водительского удостоверения взамен утраченного иностранного удостоверения в порядке возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия его права на управление транспортными средствами (Правила возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами). Однако на такую правовую ситуацию данные Правила не распространяются.

«Таким образом, оспариваемые положения, будучи направленными на обеспечение безопасности дорожного движения, предупреждение правонарушений в области дорожного движения и охрану прав и свобод всех участников дорожного движения, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте», – посчитал КС. Он указал, что исследование фактических обстоятельств, равно как и проверка соответствия норм Закона о безопасности дорожного движения и Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений Закону о принятии в Россию Республики Крым и образовании в составе России новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в компетенцию Конституционного Суда не входят.

В комментарии «АГ» адвокат Адлерского филиала № 1 г. Сочи «Краснодарская краевая коллегия адвокатов» Михаил Мануков посчитал, что приведенная КС мотивировка отказа относительно необходимости получения специального права на управление транспортного средства в случае утраты предыдущих прав иностранного государства одним и тем же человеком допустима и обоснованна в той трактовке, которую позволяет сделать нынешняя редакция Закона о безопасности дорожного движения и Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений. «Данной ситуации можно было бы избежать, если бы в законе и правилах была оговорка об иностранных государствах – бывших социалистических дружественных странах, так как современные стандарты получения специальных прав на управление транспортным средством вытекают – как в России, так и в Украине – из стандартов, принятых еще в СССР, которые во многом аналогичны и актуальны сейчас», – указал адвокат.

По мнению управляющего партнера АБ «Сафоненков, Густов и Партнеры» Павла Сафоненкова, оспариваемые нормы не ставят в неравное положение граждан, а фактически предусматривают иной порядок разрешения ситуации, о которой идет речь, ввиду наличия обстоятельств, не позволяющих осуществить проверку информации о ранее выданном иностранном водительском удостоверении. В противном случае, если допустить возможность выдачи одним гражданам национального или международного водительского удостоверения взамен утраченного иностранного «на честном слове» – без надлежащей проверки факта выдачи иностранного водительского удостоверения, то кроме необеспечения безопасности дорожного движения гипотетически можно было бы говорить и о неравном положении граждан, которым выдают национальное или международное ВУ взамен ранее утраченного, выданного в РФ, и при этом проверяют факт предыдущего получения такого водительского удостоверения.

Учитывая ч. 4 ст. 15 Конституции как закона прямого действия, как такового пробела или коллизии в национальном законодательстве по рассматриваемому вопросу нет, считает Павел Сафоненков. В то же время можно было бы предложить такую редакцию оспариваемых положений: «Выдача российских национальных и международных водительских удостоверений взамен утраченных (похищенных) иностранных национальных и международных водительских удостоверений, выданных в других государствах, не производится, в случаях если отсутствует возможность идентификации уполномоченными органами РФ гражданина, обратившегося с заявлением о выдаче ему российского национального водительского удостоверения взамен утраченного иностранного водительского удостоверения, как лица, которому ранее такое иностранное водительское удостоверение было выдано». Однако при отсутствии международного договора, позволяющего провести необходимую процедуру проверки ранее выданного иностранного водительского удостоверения и идентификации заявителя, это ничего не изменит, указал он.

Рассказать:
Яндекс.Метрика