×

КС разъяснит, конституционно ли отсутствие срока нахождения в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков

Заявитель жалобы указал, что бессрочное нахождение в реестре лишает организацию на будущее возможности заключать договор аренды лесных участков
Представители органов государственной власти сошлись во мнении, что ст. 98.1 Лесного кодекса соответствует Конституции, однако необходимо регламентировать порядок ведения реестра недобросовестных арендаторов участков лесных насаждений и исключения из него.

12 марта Конституционный Суд провел слушание по делу о проверке конституционности ст. 98.1 Лесного кодекса по жалобе ООО «Горизонт».

Решением арбитражного суда Амурской области по иску Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности был расторгнут договор аренды лесного участка от 26 марта 2013 г. ввиду ненадлежащего исполнения обществом обязанности по внесению арендной платы. 21 сентября 2018 г. Рослесхоз внес сведения об ООО «Горизонт» в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

Общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием к Рослесхозу исключить его из реестра, поскольку задолженность по оплате была погашена. Отказывая в удовлетворении требований, первая и апелляционная инстанции сослались на то, что Лесной кодекс РФ не устанавливает срок включения в реестр сведений о лесопользователе.

ООО «Горизонт» обратилось в Конституционный Суд с жалобой на неконституционность ст. 98.1 Лесного кодекса в полном объеме. Общество посчитало, что данной статьей не предусмотрен срок, на который сведения о лесопользователе остаются в соответствующем реестре, что бессрочно лишает организацию на будущее возможности заключать договор аренды лесных участков.

Так как представители заявителя на слушание не явились, первой выступила полномочный представитель Госдумы Мария Беспалова. Она указала, что ч. 8 ст. 98.1 Лесного кодекса в редакции от 1 июля 2017 г. предусматривала, что порядок внесения информации в реестр и ее исключения устанавливается правительством. Законом от 29 декабря 2017 г. о внесении изменений в Лесной кодекс в части совершенствования и порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков указанная часть была признана утратившей силу. Мария Беспалова заметила, что исключение положения было обусловлено наличием в кодексе норм, регулирующих ведение реестра в том числе в части полномочий органов государственной власти РФ в области лесных отношений (ст. 81 Кодекса).

«Установленное регулирование в части отсутствия срока, на который указанные лица включаются в реестр, является квалифицированным умолчанием федерального законодателя и должно быть интерпретировано как имеющее принципиальный характер, не предполагающий исключения сведений о недобросовестных лицах из росреестра», – указала она. В то же время в целях защиты прав добросовестных участников лесных отношений законодатель в ч. 7 ст. 98.1 Лесного кодекса предусмотрел, что включение сведений об арендаторе лесного участка, покупателе лесных насаждений либо лице, уклонившемся от заключения соответствующего договора, в реестр может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

«В связи с изложенным полагаю, что положения ст. 98.1 Лесного кодекса соответствуют Конституции Российской Федерации», – резюмировала Мария Беспалова.

Полномочный представитель Президента РФ в Конституционном Суде Александр Коновалов указал, что проект, которым должен быть урегулирован порядок внесения информации в реестр и ее исключения, готовился Министерством природных ресурсов к внесению в правительство, но до настоящего времени не принят. «Важно отметить, что подобного рода акты приняты в отношении исключения из иных реестров недобросовестных лиц, пребывание которых носит в силу закона срочный характер. В частности, речь идет о нормах Водного и Земельного кодексов, а также федерального закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», – подчернкул он. Александр Коновалов указал, что Лесной кодекс в ст. 98.1, в отличие от данных законов, такого срока не содержит.

Полномочный представитель Президента РФ сослался на практику Европейского Суда по правам человека, который отмечал, что даже такое серьезное ограничение, как лишение родительских прав, не может носить бессрочный характер. На это, заметил он, указывал и КС РФ.

Александр Коновалов добавил, что в проекте постановления правительства содержалось положение о том, что включение в реестр должно соответствовать сроку договора, который был нарушен пользователем. Однако, по его мнению, необходимо учитывать целый ряд факторов, в том числе причинение вреда лесу, экологической системе, природному ресурсу, и нарушение прав других лиц. Также он заметил, что сугубо формальное отношение может повлечь негативные последствия в виде создания новых юрлиц с теми же учредителями.

Он посчитал, что ст. 98.1 Лесного кодекса соответствует Конституции, что не исключает необходимость регламентации порядка ведения и исключения из реестра недобросовестных арендаторов участков лесных насаждений. Он указал, что урегулирование ведения реестра может быть сделано как в Водном и Земельном кодексах на уровне нормы закона, так и посредством постановления правительства.

Судья Гадис Гаджиев отметил, что, по словам Александра Коновалова, бессрочное ограничение недопустимо, и поинтересовался почему.

В ответ Александр Коновалов заметил, что так не считает. Бессрочное ограничение, указал он, возможно в случае совершения такого правонарушения, которое свидетельствует о категорической неприемлемости последующего участия недобросовестного арендатора в отдельных видах общественных отношений, что сопряжено, если допустить такое участие, с серьезными рисками угрозы и нанесения вреда государству, национальной безопасности и интересам отдельных физических и юридических лиц.

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Владимир Полетаев посчитал, что порядок исключения из реестра недобросовестных арендаторов лесных участков необходимо урегулировать. Он указал, что ст. 98.1 Лесного кодекса соответствует Конституции.

Полномочный представитель Правительства РФ Михаил Барщевский заметил, что срок пребывания в реестре недобросовестных арендаторов должен быть определен, а исключение – зависеть от обстоятельств включения в него.

Полномочный представитель Генпрокуратуры РФ Татьяна Васильева указала, что оснований для признания нормы неконституционной не имеется, однако необходимо внести изменения в действующее законодательство и предусмотреть порядок и основания исключения из реестра. Она отметила, что работа по данному вопросу ведется: в Минприроды уже вносятся предложения о внесении изменения в ст. 98.1 Лесного кодекса.

Советник министра юстиции Мария Мельникова посчитала возможным дифференцировать и ввести разумные сроки для исключения из реестра недобросовестных арендаторов. При этом срок может быть установлен законом, а порядок исключения – постановлением правительства.

Представитель министра природных ресурсов и экологии, заместитель начальника отдела судебно-аналитической работы Анастасия Повегина в свою очередь отметила, что при анализе практики применения ст. 98.1 Лесного кодекса Минприроды не выявлено дел по требованиям об исключении сведений из реестра недобросовестных арендаторов в связи с длительным сроком, в течение которого информация заявителя содержится в реестре. Требование ООО «Горизонт» было предъявлено как последствие незаконных, по мнению заявителя, действий Рослесхоза по включению в реестр. «Следовательно, складывающаяся арбитражная практика не подтверждает применение оспариваемой нормы в указанном заявителем аспекте», – заключила она.

Представитель от Федерального агентства лесного хозяйства Джамиля Милитлиева указала, что на 20 февраля 2020 г. Рослесхозом в реестр включены сведения в отношении 522 лиц, из которых 80 составляют ИП, а остальные – юрлица. При этом основная причина включения (70%) – невнесение арендной платы за использование лесов.

Рассказать: