7 апреля Президент РФ подписал закон № 117-ФЗ об освобождении от уплаты утилизационного сбора транспортных средств, ввозимых в РФ и помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Соответствующие изменения вносятся в п. 6 ст. 24.1 Закона об отходах производства и потребления.
Принятие таких поправок было обусловлено Постановлением Конституционного Суда РФ № 30-П от 19 июля 2019 г. о признании не соответствующей Основному закону вышеуказанной статьи, о котором ранее писала «АГ».
Тогда высшая судебная инстанция сочла, что в контексте сложившейся правоприменительной практики таможенные органы взимают утилизационный сбор за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на тех же условиях, что и за помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. «Действующее правовое регулирование не предусматривает и возможности, например, возврата ранее уплаченного утилизационного сбора (его части) плательщику, осуществившему впоследствии вывоз транспортного средства (самоходной машины) с территории РФ в рамках исполнения требований таможенной процедуры временного ввоза (допуска)», – указал КС.
Суд также заключил, что временное нахождение транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на территории страны и обязанность их последующего вывоза не предполагают последующую их утилизацию (кроме исключительных случаев, не связанных с целями ввоза такого товара) на территории РФ. Следовательно, их эксплуатация в период, предшествующий их утилизации, не свидетельствует о таком же совокупном объеме негативного воздействия на окружающую среду в сравнении с постоянно находящимся в РФ транспортом.
При неизбежном вывозе транспортного средства с территории РФ его собственники (владельцы), уплатившие утилизационный сбор, не смогут воспользоваться освобождением, предусмотренным п. 9 оспариваемой статьи. Тем самым такие лица ставятся в заведомо неравное положение по сравнению с иными плательщиками утилизационного сбора.
В связи с этим Конституционный Суд признал неконституционной ст. 24.1 Закона об отходах производства и потребления, поскольку она допускала возложение обязанности по уплате утилизационного сбора за транспорт, помещенный под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на таких же условиях, как за помещенный под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Старший юрист АБ КИАП Юлия Усачева полагает, что поправки расширяют перечень случаев, когда утилизационный сбор не уплачивается. «Так, утилизационный сбор не будет взиматься в отношении транспортных средств, которые ввозятся в РФ и помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Таким образом, принятое ранее Конституционным Судом постановление полностью воплотилось в изменениях в Закон об отходах производства и потребления», – считает она.
По словам эксперта, с января 2020 г. в России начали действовать новые повышенные ставки утилизационного сбора, которые юрлица обязаны уплачивать при ввозе новых автомобилей в страну. «На такое повышение также ответили и автопроизводители. Следовательно, учитывая отмену утилизационного сбора в отношении временно ввозимого на территорию РФ транспорта, федеральный бюджет недополучит некоторую сумму денежных средств», – предположила Юлия Усачева.
В свою очередь адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев отметил, что федеральный законодатель в полной мере выполнил требования, изложенные в Постановлении № 30-П/2019 г., дополнив указанный пункт закона фактически недостающей нормой. «Таким образом, обеспечены устранение имевшегося в законе пробела и соблюдение законных прав лиц, временно ввозящих транспортные средства на территорию РФ, с которых снято излишнее обременение по уплате утилизационного сбора», – резюмировал он.