12 марта Госдума приняла в первом чтении законопроекты о внесении изменении в УК РФ и УПК РФ и в отдельные законодательные акты РФ, направленные на закрепление механизма освобождения от уголовной ответственности лиц, которые заключили контракт о прохождении военной службы в Вооруженных силах РФ в период специальной военной операции.
Поправки в УК и УПК
Согласно законопроекту № 569651-8 Уголовный кодекс будет дополнен новой ст. 78.1, которая предусматривает освобождение от уголовной ответственности в связи с призывом на военную службу по мобилизации или в военное время либо заключением контракта о прохождении военной службы, а равно в связи с прохождением военной службы в указанные периоды или время. В ч. 1 ст. 78.1 указано, что лицо, совершившее преступление небольшой или средней тяжести, за исключением преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 200.1, ч. 1 ст. 205.2, п. «б» ч. 2 ст. 215.4, ч. 1 и 2 ст. 217.1, ч. 1 и 2 ст. 220, ч. 1 ст. 221, ч. 1 ст. 274.1, ст. 280, 280.1, ч. 1 ст. 280.4, ч. 1 ст. 283, ч. 1 ст. 283.1, ч. 1 и 2 ст. 283.2 и 284 Кодекса, призванное на военную службу по мобилизации или в военное время в ВС РФ либо заключившее в период мобилизации, военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы в ВС РФ, а равно совершившее преступление в этот период, предварительное расследование в отношении которого приостановлено в соответствии с п. 3.1 ч. 1 ст. 208 УПК, освобождается от уголовной ответственности:
а) со дня награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы;
б) со дня увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному подп. «а», «в» или «о» п. 1 ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе.
Часть 2 проектируемой статьи закрепляет, что контроль за поведением указанных лиц осуществляется командованием воинской части (учреждения).
Также предлагается ввести ст. 80.2 «Освобождение от наказания в связи с прохождением военной службы в период мобилизации, в период военного положения или в военное время» УК, которая разъясняет механизмы освобождения лиц, отбывающих наказание за совершение преступления, за исключением преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних либо преступлений, предусмотренных ст. 205–205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 275 , 275.1, 276–280, 281–281.3, 282.1–282.3, 360, 361 УК, от наказания условно. Если освобожденное лицо в период прохождения военной службы совершит новое преступление, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным ст. 70 УК.
Поправки дополнят ст. 86 УК ч. 3.1, в которой указано, что в отношении лица, имеющего судимость, за исключением судимости за совершение вышеперечисленных преступлений, призванного на военную службу по мобилизации или в военное время в ВС РФ либо заключившего контракт о прохождении военной службы в ВС РФ в указанные период и время, судимость погашается со дня награждения либо увольнения с военной службы.
В свою очередь УПК дополняется ст. 28.2 «Прекращение уголовного преследования в связи с призывом на военную службу по мобилизации или в военное время либо заключением в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракта о прохождении военной службы, а равно в связи с прохождением военной службы в указанные периоды или время». Вносятся и другие корреспондирующие поправки.
Кроме того, указывается, что лица, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области до 30 сентября 2022 г., освобождаются от уголовной ответственности и наказания, а судимость в отношении таких лиц погашается.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что он разработан в целях совершенствования правового регулирования освобождения от уголовной ответственности и наказания, погашения судимости, приостановления уголовных дел и прекращения уголовного преследования в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
Поправки в отдельные законодательные акты
Законопроектом № 569682-8 вносятся связанные изменения в отдельные законодательные акты РФ и признается утратившим силу Закон об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в СВО.
Предлагается дополнить Закон о мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ ст. 21.2, которая разъясняет порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по вопросам, связанным с призывом (поступлением) на военную службу и ее прохождением в период мобилизации, в период военного положения или в военное время граждан, имеющих судимость.
Также предполагается изменение редакции подп. «б» п. 5.1 ст. 34 Закона о воинской обязанности и военной службе. Так, в период мобилизации, в период военного положения и в военное время контракт о прохождении военной службы в Вооруженных силах может быть также заключен с гражданами, совершившими преступления небольшой или средней тяжести, за исключением преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 200.1, ч. 1 ст. 205.2, п. «б» ч. 2 ст. 215.4, ч. 1 и 2 ст. 217.1, ч. 1 и 2 ст. 220, ч. 1 ст. 221, ч. 1 ст. 274.1, ст. 280, ст. 280.1, ч. 1 ст. 280.4, ч. 1 ст. 283, ч. 1 ст. 283.1, ч. 1 и 2 ст. 283.2 и ст. 284 УК РФ, в отношении которых предварительное расследование приостановлено по ходатайству командования воинской части (учреждения).
Адвокаты прокомментировали законопроекты
Адвокат филиала «Технологии защиты» Башкирской республиканской коллегии адвокатов Рустам Исянаманов в комментарии «АГ» заметил, что изложенные в законопроекте № 569651-8 поправки в УК и УПК фактически дублируют положения Закона об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в СВО. «Такие изменения необходимы, – указал он. – Поскольку без них складывается довольно странная ситуация, когда вопросы уголовной ответственности разрешаются в двух разных нормативных актах: в УК РФ и названном законе, чего быть не должно в силу требований ст. 1 УК РФ».
По поводу поправок в УПК РФ адвокат считает, что необходимость детального регулирования процедуры приостановления и прекращения уголовного преследования лиц, призванных на военную службу в период СВО, назрела давно. В практике уже немало случаев, когда дознаватели, следователи, прокуроры и судьи попадали в процессуальный «тупик» в связи с убытием подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) в составе воинских формирований в зону проведения СВО. «Однако неразрешенным остался вопрос соблюдения прав потерпевших. Судя по тексту законопроекта, при принятии решения о прекращении уголовного преследования или освобождения от уголовной ответственности и наказания мнением потерпевших никто не будет интересоваться, что является неправильным и с морально-этической, и с правовой точки зрения», – полагает Рустам Исянаманов.
Адвокат АП г. Москвы Максим Васюхин заметил, что данная инициатива фактически дублирует положения ранее принятого Закона об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции, нормы которого в силу требований ст. 1 УПК изначально должны были быть внесены в УПК и УК, так как порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается именно названными кодексами. «В настоящее время, несмотря на желание граждан реализовать свое конституционное право на защиту Отечества, предусмотренное ст. 59 Конституции, правоохранительные органы, как правило, в этом отказывают в силу того, что окончание производства по уголовному делу – это в первую очередь для них вопрос статистических показателей. Но в общем контексте оборона своей страны в определенных моментах преобладает над принципом неотвратимости ответственности, так как там, где не созданы условия суверенитета и военной безопасности, не могут нормально функционировать государственные и судебные органы власти. Именно поэтому с учетом текущей обстановки законодательная инициатива приведет действующее законодательство в равновесие», – считает он.
Максим Васюхин обратил внимание, что в законопроекте не указан момент, с которого подлежит приостановлению предварительное следствие. В случае приостановления на ранних стадиях, указал он, могут быть нарушены права потерпевших, так как должны быть установлены характер и размер вреда, причиненного преступлением. В том числе могут быть нарушены и права самого подозреваемого в силу необходимости установления события преступления и обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния (ст. 73 УПК). «Надеюсь, что на практике следственные органы будут приостанавливать предварительное следствие, выполнив все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, с учетом интересов потерпевшего», – заключил он.
Председатель Калужской коллегии адвокатов «Справедливость» Вадим Коробов считает, что адвокатская среда, как и подавляющая часть остального юридического сообщества, позитивно воспримет предлагаемые изменения в уголовный и уголовно-процессуальный закон. «Трудно представить иную реакцию на увеличение оснований для освобождения от уголовной ответственности и наказания от представителей правозащитной сферы», – полагает он.
Между тем, указал эксперт, для соблюдения баланса прав и законных интересов всех участников уголовного судопроизводства целесообразно включить в предлагаемые к изменению нормы положения, которые обеспечивали бы право потерпевшего знать об инициированной или состоявшейся процедуре освобождения лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности или уже осужденного, от ответственности или наказания соответствующими положениями, например дополнить п. 21.1 ч. 2 ст. 42 УПК.