×

Минкомсвязь России готовится к регулированию больших данных

Представлен проект поправок в Закон об информации, закрепляющих ряд ключевых понятий о Big Data
Фотобанк Freepik
Эксперты «АГ» критически отнеслись к разработанному Министерством связи и массовых коммуникаций законопроекту. Так, одна из них отметила, что на текущий момент его предложения оцениваются как опасные новеллы, которые в дальнейшем будут препятствовать развитию цифровых рынков. Другой заметил, что формулировки проекта закона очень широки и нарушают баланс между ветвями власти.

Минкомсвязь России представила на общественное обсуждение законопроект о внесении изменений в Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации, которые касаются регулирования оборота больших данных (при этом на федеральном портале проектов нормативных правовых актов страница проекта «задвоились» – по одному адресу представлено его описание, а по другому – размещен сам текст. – Прим. ред.).

Из паспорта проекта закона следует, что поправки позволят унифицировать подходы к деятельности по обработке больших данных, создадут правовые условия, обеспечивающие превращение таких данных в ресурс социально-экономического развития, а также в важный механизм формирования информационного потенциала общества и государства при одновременном сохранении юридических гарантий прав и законных интересов всех заинтересованных лиц.

«В настоящее время на законодательном уровне нет правового акта, регулирующего вопросы обработки больших данных, а также устанавливающего компетенцию уполномоченного органа, права и обязанности участников соответствующих общественных правоотношений. Имеющиеся нормативные правовые акты в области информации не могут обеспечить надлежащее базовое правовое регулирование этой деятельности с учетом ее специфики. Отсутствие законодательно закрепленных подходов к обработке больших данных создает правовую лакуну, что не способствует повышению уровня защищенности прав участников указанных правоотношений», – указали разработчики.

В связи с этим предлагается дополнить ст. 2 Закона об информации тремя пунктами, содержащими ряд понятий – большие данные, их обработка, оператор больших данных.

Так, под большими данными предлагается понимать совокупность неперсонифицированных данных, классифицированную по групповым признакам. Это в том числе информационные и статистические сообщения, сведения о местоположении движимых и недвижимых объектов, количественные и качественные характеристики видов деятельности, поведенческие аспекты движимых и недвижимых объектов, полученные от различных владельцев данных либо из различных структурированных или неструктурированных источников данных, путем сбора с использованием технологий, методов обработки данных, технических средств, обеспечивающих объединение указанной совокупности данных, ее повторное использование, систематическое обновление, форма представления которых не предполагает их отнесение к конкретному физическому лицу.

Под обработкой больших данных будут подразумеваться действие (операция) или их совокупность, совершаемая с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), удаление, уничтожение, а также анализ обрабатываемых Big Data. Оператором больших данных планируется признать государственный или муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, саморегулируемую организацию или иное общественное объединение, не являющееся юрлицом, ИП, которые самостоятельно или совместно с другими лицами организуют и (или) осуществляют обработку Big Data, а также определяют цели обработки таких данных, их состав, подлежащий обработке, алгоритм действий (операций), совершаемых с указанными данными.

Согласно законопроекту принципы, правовые основания, права и обязанности операторов больших данных, порядок и условия оборота их обработки, а также контроль за обработкой и оборотом больших данных будет осуществлять Правительство РФ. Также запланировано создание реестра операторов больших данных и осуществление контроля за обработкой и оборотом Big Data.

В комментарии «АГ» советник АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Елена Авакян оценила поправки негативно. «На мой взгляд, проект закона о больших данных чрезвычайно “сырой”, и на текущий момент его предложения оцениваются экспертным сообществом как опасные новеллы, которые в дальнейшем будут препятствовать развитию цифровых рынков».

Эксперт пояснила, что на сегодняшний день данные, их свободное обращение и свободный доступ к открытым данным (в том числе и к сырым данным) – это гарантия обеспечения развития информационной сферы, появления все новых и новых стартапов, связанных с оборотом данных. «С учетом того что экономика будущего – это экономика данных, на первом этапе развития устанавливать жесткие ограничительные меры, иными словами – монопольное положение отдельных игроков, является крайне недружественным действием. Мы называем данные “нефтью новой экономики”, но, говоря так, не предполагаем, что взаимодействие с ними будет регулироваться так же, как сегодня регулируется доступ к месторождению углеводородов», – отметила она.

По мнению Елены Авакян, сами по себе изменения в Закон об информации не наносят существенного вреда, но появление понятия «большие данные», коррелирующего с соответствующим понятием «оператор больших данных» и регулированием этого понятия приводит к появлению недружественного регулирования. «Полагаю, что сама по себе парадигма больших данных должна быть разделена очень жестко на регулирование данных, ограниченных в доступе (под которыми мы понимаем персональные данные и все, что с ними связано), и, соответственно, выстраивание “китайских стен” между персональными данными и всем остальным массивом данных, чтобы не допустить персонализацию сырых данных неуполномоченными лицами, – отметила она. – Что же касается остальных данных, полагаю, что так же, как доступ к воздуху, воде или солнечному свету, доступ к данным должен быть свободен, по крайней мере до того, пока не произойдет окончательная трансформация экономики и мы не увидим новый сформировавшийся пул бизнеса, который бы так или иначе обеспечивал свободный доступ всех лиц к данным».

Адвокат добавила, что если рассматривать само понятие цифрового права в мировом понимании, то под цифровым правом подразумевается свободный доступ к информации и соответствующим ресурсам. «Фактически это новое основополагающее право человека на доступ к Интернет-сети и, соответственно, доступ к данным. Именно поэтому я, придерживаясь либеральных взглядов на этот счет, полагаю, что предлагаемое в настоящий момент регулирование учитывает некоторые узкопонимаемые государственные интересы и интересы отдельных бизнес-групп, тем не менее крайне опасно для развития экономики», – резюмировала Елена Авакян.

Руководитель практики IP/IT Maxima Legal Максим Али также отметил, что проект закона содержит ряд существенных недостатков. «Во-первых, определение больших данных (как и их обработки) сформулировано максимально широко. Нет гарантий, что небольшой бизнес или даже частные лица формально не попадут под регулирование. Неудивительно, что уже сейчас законопроект вызывает резкую критику со стороны бизнеса», – отметил он.

Во-вторых, по словам эксперта, новое регулирование может не понравиться и самим пользователям: «Оно пока что не учитывает возможности косвенного деобезличивания данных, не говоря уже о том, что некоторые специалисты склоняются к бесполезности данных, которые необратимо деперсонифицированы».

Читайте также
Органы, осуществляющие ОРД, получат неограниченный доступ к Big Data для идентификации физлиц
В Думу внесен проект поправок в Закон об информации, направленных на регулирование обработки больших пользовательских данных
26 Октября 2018 Новости

Он добавил, что, в-третьих, законопроект существенно нарушает баланс между ветвями власти. «Все регулирование предлагается отдать исполнительной власти в лице Правительства РФ, которая будет сама же следить за исполнением законодательства и может выступать в качестве операторов больших данных», – подытожил Максим Али.

Стоит отметить, что в 2018 г. на рассмотрение депутатов Госдумы был внесен иной проект поправок в Закон об информации, направленных на регулирование обработки больших пользовательских данных. Законопроект, подготовленный группой депутатов, предусматривал введение понятия «большие пользовательские данные», обозначение того, кто является их оператором и что понимается под их обработкой, а также закрепление обязанностей операторов БПД, в том числе по предоставлению неограниченного доступа к ним для органов, осуществляющих ОРД, для идентификации физлиц. По данным на ноябрь 2018 г., данный законопроект был возвращен авторам инициативы в связи с отсутствием заключения Правительства РФ.

Рассказать: