×

Мы в ответе за тех, кого обучили

«Новая адвокатская газета» и Российский государственный университет правосудия (РГУП) в рамках «Дня карьеры» 25 марта провели семинар «Рынок выпускников юридических вузов в условиях экономического кризиса»
Участники дискуссии анализировали качество юридического образования, требования работодателей и ситуацию на рынке.


Модераторами мероприятия были декан факультета непрерывного образования РГУП Александр Пашинский и главный редактор «АГ» Александр Крохмалюк. Участники дискуссии анализировали качество юридического образования, требования работодателей и ситуацию на рынке. В роли экспертов выступили юристы, которые совмещают практику с преподавательской деятельностью, поэтому могут компетентно судить не только о кадровой политике юридических фирм, но и о современной образовательной системе.


Основные спикеры: Лев Бардин, адвокат Центральной коллегии адвокатов Москвы, член Совета АП Москвы, к.ю.н., доцент факультета права НИУ ВШЭ; Роман Бевзенко, партнер Юридической фирмы «Пепеляев Групп», профессор Российской школы частного права; Кирилл Бельский, партнер Адвокатского бюро «Коблев и партнеры», руководитель практики разрешения споров, преподаватель кафедры адвокатуры и нотариата Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА); Ольга Бинда, советник президента ФПА РФ; Дмитрий Прокофьев, глава компании по поиску юридического персонала «Norton Caine»; Дина Корнейчук, HR-партнер Юридической фирмы «Шкапура, Корнейчук и партнеры»; Михаил Москвин-Тарханов, профессор кафедры земельно-имущественных отношений РГУП; Василий Раудин, руководитель группы Юридической фирмы «ЮСТ» по делам о банкротстве, эксперт ФПА РФ, адвокат АП Москвы; Михаил Успенский, партнер Адвокатского бюро «КИАП»; Николай Федосеенков, партнер Юридической фирмы «LEX PUBLICA»; Евгения Шахова, руководитель отдела персонала «Clifford Chance CIS Limited»; Ольга Шепелева, старший юрист Института «Право общественных интересов» («PILnet»).

По словам ректора РГУП Валентина Ершова, который обратился к участникам и гостям семинара с приветственным словом, руководство Университета пришло к выводу, что обучение должно быть, во-первых, специализированным, во-вторых, непрерывным, начиная со школьного возраста до конца карьеры, и активно ищет контакты с потенциальными работодателями, стремясь облегчить выпускникам выход на рынок труда. «В последнее время стали складываться новые условия взаимодействия вузов, выпускников и работодателей, – говорит Александр Пашинский. – Постепенно формируется цивилизованный рынок выпускников. Ответственность за то, как складывается их карьера, берут на себя вузы». Возродить существовавшую в советское время систему распределения невозможно, но исследовать спрос на специалистов в сфере права и критерии оценки выпускников работодателями, чтобы совершенствовать образовательные программы, вполне реально. Этому помогают, в частности, практики работы с потенциальными сотрудниками, действующие в крупных юридических фирмах, прежде всего стажировки.

Участники дискуссии отмечали, что современная система высшего юридического образования не дает студентам базовых навыков практической работы. Выпускники не умеют делать самых простых вещей, которые необходимы каждый день, например, работать с корреспонденцией, составлять письма и юридические документы, писать исковые заявления. К тому же они не способны мыслить как юристы, потому что изучают не право, а законодательство.

Однако главной бедой современного юридического образования многие считают двухуровневую систему. «Мы еще не выработали новых подходов, старую систему потеряли, а новую не только не получили, но даже не видим, какой она должна быть. Следствием этого является падение качества образования, – говорит Александр Ермоленко. – Предполагается, что бакалавриат дает теоретический базис, который можно надстроить в магистратуре, но практика показывает, что базис хлипкий из-за сокращения программы. В результате бакалавриат по уровню становится ближе к техникуму, чем к университету».

Лев Бардин предлагает провести дискуссию о болонской системе в высшем юридическом образовании и прекратить этот рискованный эксперимент, вернувшись к специалитету – традиционной одноуровневой системе получения высшего образования.

Однако, по мнению студентов, и болонская система не так уж плоха, если правильно организован учебный процесс – например, в него включается звено довузовского юридического образования, как в РГУП. Поскольку студенты правового колледжа изучают основы права и сдают не ЕГ, а обычные экзамены, по окончании бакалавриата они получают хорошие знания.

Как бы там ни было, именно стажировка в крупной фирме остается шансом, который дает мощный толчок к развитию карьеры, считает Дмитрий Прокофьев. Причем сейчас уже не имеет принципиального значения, в российской или международной фирме стажироваться, потому что крупные отечественные компании сравнялись с иностранными и по оплате труда (последние переходят на выплаты в рублях), и по качеству работы – придерживаются таких же стандартов и могут так же качественно обучить стажера.

Совместный семинар юристов-практиков и преподавателей высшей школы мы провели уже второй раз. Планируем продолжить этот проект, но в несколько ином формате. Например, открыть дискуссию по вопросам преподавания теории и практического применения какой-либо правовой дисциплины. На такой семинар хотелось бы пригласить не только опытных юристов, преподавателей и студентов, но и вчерашних выпускников, чтобы они рассказали о своих первых шагах в юридической практике.


Рассказать:
Яндекс.Метрика