×

Недетские игры

Депутат Ирина Яровая внесла в Госдуму поправки, которыми предлагается установить уголовную ответственность за новые виды склонения к суициду, в том числе опасными играми
По мнению адвокатов, с одной стороны, законопроект актуален и социально обусловлен, но с другой – его новеллы сложно будет применять на практике.


Целью разработки и принятия поправок Ирина Яровая называет «обеспечение безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, создание мер, способствующих предотвращению самоубийств среди детей, и борьбы с различными формами содействия суицидам, а также вовлечения несовершеннолетних в совершение противоправных действий, заведомо для виновного представляющих опасность для их жизни». В пояснительной записке уточняется, что новые виды склонения к совершению самоубийства или содействия совершению самоубийства не прогнозировались ранее наукой, не были своевременно оценены криминологами и приняли широкий масштаб. Именно это побуждает установить отдельную уголовную ответственность за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства.

Законопроект предлагается расширить ст. 110 УК РФ «Доведение до самоубийства», а также ввести две новые статьи: 110.1 «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства» и 110.2 «Организация деятельности, сопряженной с побуждением граждан к совершению самоубийства». Кроме того, предлагается дополнить УК РФ ст. 151.2 «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего» и внести корреспондирующие поправки в УПК РФ.

Так, ст. 110 предлагается дополнить частью второй, согласно которой устанавливается «повышенная уголовная ответственность за квалифицированные формы доведения до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего, если они совершаются в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, беспомощного лица, в отношении двух и более лиц либо носят организованный, групповой или публичный характер». За эти деяния проектом предусмотрено наказание от 5 до 8 лет лишения свободы.

Законопроектом устанавливается самостоятельная уголовная ответственность за организацию деятельности, сопряженной с побуждением граждан к совершению самоубийства путем распространения информации о способах суицида, а также призывов к его совершению.

Предлагается установить дополнительную уголовную ответственность в отношении организаторов такой деятельности с возможностью их привлечения к ответственности, когда еще отсутствует конкретная жертва преступления, но имеются все признаки склонения лица к совершению самоубийства. Например, если созданы сайты с соответствующей суицидальной тематикой либо «игра», предполагающая вовлечение ребенка в суицидальную модель поведения. За такие действия предусмотрено максимальное наказание – до 6 лет лишения свободы.

Законопроект предусматривает ответственность (в том числе до 3 лет лишения свободы) за совершение иных противоправных действий, заведомо для виновного представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего. В качестве примеров называются случаи вовлечения подростков в «трейнсерфинг» (проезд на крыше поезда) или иные виды смертельно опасного «зацепинга», руфинг (незаконное проникновение на крыши высоких зданий) либо в иные занятия, в том числе игры по типу «Беги или умри», когда ребенку предлагается перебежать дорогу как можно ближе перед движущимся транспортом.

В отзыве Верховного Суда РФ направленность инициативы Яровой называется обоснованной. Вместе с тем к содержанию законопроекта имеется ряд замечаний, преимущественно юридико-технического характера.

Адвокат Омской областной коллегии адвокатов, председатель Совета молодых адвокатов АП Омской области Евгений Забуга обратил внимание на то, что предлагаемые изменения и дополнения продолжают идею, содержащуюся в законопроекте, внесенном в начале года членом Совета Федерации Антоном Беляковым, где также предлагается установить уголовную ответственность за подстрекательство и пособничество в самоубийстве.

Оценивая законопроект Яровой, адвокат высказал мнение, что «потенциальные новеллы законодательства криминологически верны, социально обусловлены, корректны с точки зрения юридической техники» и что «основной акцент законопроекта сделан на социально незащищенных группах лиц, в числе которых дети». Евгений Забуга также отметил, что «законопроект в целом не противоречит проводимой государством уголовно-правовой политике и актуален с учетом нынешних реалий».

Адвокат Московской коллегии адвокатов «Центрюрсервис» Илья Прокофьев согласился, что внесенный законопроект затрагивает крайне важную и актуальную в последние годы тему подросткового суицида. «Внесение указанных в законопроекте изменений в УК РФ позволит привлекать к ответственности лиц, склоняющих граждан, в том числе несовершеннолетних, к совершению суицидальных поступков и распространяющих информацию о способах их совершения, поскольку ранее такой ответственности в российском законодательстве не было в принципе», – отметил он. Эксперт добавил, что анализ статистики подросткового суицида говорит о том, что  принять такого рода поправки необходимо было еще несколько лет назад.

В то же время адвокат отметил, что, несмотря на объективно положительные стороны законопроекта, на практике могут возникнуть сложности с применением его положений. «В большинстве случаев лица, склоняющие молодое поколение к суициду, создающие  в социальных сетях “группы смерти” и специальные “игры”, действуют анонимно с подложных IP-адресов. Их розыск и привлечение к уголовной ответственности будут затруднительными и потребуют от правоохранительных органов больших усилий», – пояснил он, добавив, впрочем, что в этом правоохранителям может помочь вступивший в силу Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ из так называемого антитеррористического пакета Яровой – Озерова.


Рассказать:
Яндекс.Метрика