×

Планируется скорректировать порядок уголовного преследования лиц, находящихся за рубежом

В Госдуму поступили поправки в УПК РФ, обеспечивающие неотвратимость ответственности лиц, не подлежащих экстрадиции и иной передаче в РФ из-за рубежа
«Адвокатская газета»
По мнению одного из экспертов «АГ», предложенные законопроектом изменения противоречат ст. 61 Конституции РФ. Другой полагает, что поправки преследуют в том числе интересы правоохранительных органов, давно ратующих за увеличение количества приговоров, выносимых заочно.

В Госдуму поступили поправки в УПК РФ (законопроект № 687676-8), направленные на устранение пробелов в законодательстве касательно обеспечения неотвратимости ответственности лиц, не подлежащих экстрадиции и иной передаче в РФ из-за рубежа.

Предложено изложить ст. 458 Кодекса «Направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования» в новой редакции, согласно которой при невозможности производства процессуальных действий с участием совершившего преступление лица из-за его нахождения за пределами РФ, а также невозможности проведения судебного разбирательства в соответствии с ч. 4 и 5 ст. 247 УПК материалы дела будут передаваться в Генпрокуратуру РФ для решения вопроса о направлении их в компетентные иностранные госорганы для осуществления уголовного преследования. Таким образом, как отмечено в пояснительной записке к поправкам, вопрос о передаче уголовного преследования за рубеж будет решаться только при неприменимости ч. 4 (отсутствие соответствующего ходатайства подсудимого) и 5 (отсутствие соответствующего исключительного случая) ст. 247 Кодекса.

Разработчики законопроекта полагают, что ст. 458 УПК РФ в текущей редакции не обеспечивает неотвратимость ответственности обвиняемых (включая подсудимых), скрывающихся за границей, в том числе постоянно проживающих там россиян, ведущих из-за рубежа антироссийскую деятельность, в выдаче которых РФ иностранным государством отказывается, зачастую по политическим мотивам, и одновременно подтверждается готовность осуществить у себя их преследование за совершение в России общеуголовного преступления.

«Помимо этого данная статья содержит императивное положение о передаче соответствующих уголовных дел в Генеральную прокуратуру РФ для направления в иностранные государства, что не всегда целесообразно, в особенности по отношению к недружественным странам, и вступает в определенную коллизию с ч. 4 и 5 ст. 247 УПК РФ о заочном рассмотрении дел, позволяющем решать вопросы возмещения ущерба потерпевшим, конфискации активов, применения штрафов и иных имущественных взысканий в доход РФ», – отмечено в пояснительной записке.

Старший партнер АБ ZKS Андрей Гривцов критически отнесся к законопроекту. Он пояснил, что установление законодательной возможности выдачи своих граждан иностранному государству для осуществления уголовного преследования вступает в противоречие со ст. 61 Конституции РФ, согласно которой такая выдача прямо запрещена. «Это обстоятельство авторами законопроекта никак не учтено. Касательно же направления уголовного дела в другое государство для осуществления уголовного преследования иностранных граждан только если невозможно заочное рассмотрение уголовного дела в порядке ч. 4–5 ст. 247 УПК РФ, поправка преследует интересы правоохранительных органов, давно ратующих за увеличение количества приговоров, выносимых заочно. Авторов законопроекта, к сожалению, не сильно беспокоит то, что непосредственное участие подсудимого является одним из базовых принципов уголовного процесса. Законодательная мысль в данном случае направлена на общее улучшение статистических показателей работы правоохранительных органов, а также полное исключение возможности оправдания подсудимых в судах иностранных государств, т.е. речь идет о репрессивной направленности такой мысли», – полагает он.

Председатель КА «Династия», доцент ГАУГН Борис Асриян также считает, что поправки противоречат ст. 61 Конституции РФ. «Хотя формальной физической выдачи своих граждан другому государству в поправках не подразумевается, однако согласно духу Конституции запрет на выдачу означает недопустимость преследования граждан России в иностранном государстве, которое может последовать после такой выдачи. Следовательно, передача материалов уголовного дела в отношении гражданина России другому государству безусловно повлечет уголовное преследование и подразумевает это преследование. В свою очередь, подобные действия исключают обязательные и гарантированные Конституцией защиту и покровительство своим гражданам за рубежом», – заключил он.

Рассказать:
Яндекс.Метрика