×

Пленум ВС готовит разъяснения о пребывании несовершеннолетних в центрах временного содержания

В проекте, в частности, подчеркивается, что в случае отсутствия у суда сведений о наличии у несовершеннолетнего представителя, отвечающего требованиям, установленным в ст. 55 КАС, ему должен быть назначен адвокат
Фото: «Адвокатская газета»
Адвокаты считают, что предлагаемые разъяснения привнесут конкретику и унификацию в рассмотрение административных дел по довольно непростым правовым вопросам, относящимся к процедуре и особенностям помещения несовершеннолетних граждан в специальные центры и учреждения закрытого типа. Наиболее важным они назвали разъяснение о том, что при рассмотрении указанных категорий административных дел вопрос благополучия несовершеннолетнего должен служить определяющим фактором.

6 июня Пленум Верховного Суда РФ рассмотрел и отправил на доработку проект постановления «О некоторых вопросах, возникающих в практике судов общей юрисдикции при рассмотрении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (гл. 31.2 и 31.3 КАС РФ)».

Содержание документа

В п. 1 проекта поясняется, что помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел осуществляется в целях обеспечения защиты его жизни или здоровья, прав и законных интересов, а также предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, выявления и устранения причин и условий, им способствующих. Отмечается, что в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа помещаются несовершеннолетние с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода. Подчеркивается, что помещение несовершеннолетнего в такой центр или учреждение сопряжено с ограничением конституционных прав и свобод ребенка, в том числе права жить и воспитываться в семье, вместе с тем направлено на осуществление защиты его жизни, здоровья, создание возможностей и условий для его дальнейшего нормального физического, умственного, нравственного, духовного и социального развития в целях обеспечения его наиболее благоприятных интересов, а равно на защиту других лиц от противоправных посягательств со стороны несовершеннолетнего.

В п. 2 указано, что административные дела о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания или о продлении срока пребывания в нем, о помещении его в учебное учреждение закрытого типа, о продлении срока пребывания в нем, о досрочном прекращении пребывания в таком учреждении, о переводе в другое учебное учреждение закрытого типа, о восстановлении срока пребывания в учебном учреждении закрытого типа, о проведении медосвидетельствования несовершеннолетнего в недобровольном порядке для определения возможности его помещения в такое учреждение рассматриваются в порядке, установленном гл. 31.2, 31.3 КАС РФ. Указанные административные дела не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного (письменного) производства.

Согласно п. 3 при разрешении вопроса о подсудности административного искового заявления о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания необходимо иметь в виду, что по смыслу ч. 1 ст. 285.6 КАС под местом задержания несовершеннолетнего следует понимать место его выявления либо оформления в отношении его материалов сотрудником ОВД (уполномоченным лицом).

В п. 4 обращено внимание, что названное административное исковое заявление подается в суд органом внутренних дел в течение одного месяца со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего или об отказе в его возбуждении либо возникновения иных обстоятельств, являющихся в соответствии с федеральным законом основанием для помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания.

В следующем пункте разъяснено, что с административным исковым заявлением о помещении несовершеннолетнего в учебное учреждение закрытого типа, о досрочном прекращении пребывания в таком учреждении, о переводе в другое учебное учреждение закрытого типа, о проведении медосвидетельствования несовершеннолетнего в недобровольном порядке для определения возможности его помещения в учебное учреждение закрытого типа вправе обратиться прокурор.

Из п. 6 следует, что вопрос о принятии к производству суда административного искового заявления, связанного с пребыванием несовершеннолетнего в названных специальных учреждениях, разрешается судьей незамедлительно (ч. 1 ст. 285.8, ч. 1 ст. 285.15 КАС). После принятия к производству административного искового заявления судья вправе потребовать устранить в установленный им разумный срок недостатки данного заявления и документов, приложенных к заявлению, а в случае их неустранения в указанный срок – оставить административное исковое заявление без рассмотрения. В данном пункте поясняется, что исковое заявление может быть оставлено без рассмотрения в случае, если в суд не представлены доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности.

В п. 7 Пленум ВС предлагает указать, что ненаправление другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания и приложенных к нему документов до предъявления соответствующего административного искового заявления в суд само по себе не может служить основанием для оставления заявления без движения, его возвращения, оставления без рассмотрения при наличии документов, содержащих сведения о мерах, принятых для ознакомления несовершеннолетнего, его законных представителей либо представителя органа опеки и попечительства с доказательствами, подтверждающими указанные в административном исковом заявлении обстоятельства.

В соответствии с п. 8 прилагаемые к административному исковому заявлению о помещении несовершеннолетнего в учебное учреждение закрытого типа документы, в частности постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, содержащее ходатайство о направлении несовершеннолетнего в учебное учреждение закрытого типа, характеристика с места учебы (работы) несовершеннолетнего, акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего, справка ОВД, сами по себе не влекут правовых последствий для несовершеннолетнего и поэтому не могут быть оспорены в отдельном процессе. Возражения относительно указанных доказательств подлежат обязательной проверке судом (ч. 2 ст. 285.14 КАС).

В п. 9 проекта отмечено, что о возбуждении производства по административным делам, связанным с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, в учебном учреждении закрытого типа, подготовке к судебному разбирательству и рассмотрении данных административных дел суд извещает лиц, участвующих в деле, их представителей, информирует уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ по правилам направления судебных извещений.

Как разъяснено в п. 10, о времени и месте рассмотрения такого административного дела извещаются несовершеннолетний, достигший 14-летнего возраста, законные представители несовершеннолетнего независимо от его возраста. Подчеркивается, что в случае отсутствия у суда сведений о наличии у несовершеннолетнего представителя, отвечающего требованиям, установленным в ст. 55 КАС, ему должен быть назначен адвокат (ч. 4 ст. 54, ч. 3 ст. 285.8, ч. 6 ст. 285.16 КАС). ВС указал, что несовершеннолетний, в отношении которого подано административное исковое заявление, имеет право лично участвовать в судебном заседании и излагать свою позицию по административному делу. Для заслушивания объяснений несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет в судебное заседание вызывается педагогический работник.

В п. 11 обращено внимание на право суда отстранить законного представителя от участия в административном деле, если он сочтет его действия наносящими ущерб интересам несовершеннолетнего. Так, недопустимо участие в административном деле в качестве законного представителя родителя, который совершил общественно опасное деяние совместно с несовершеннолетним. В п. 12 закреплено, что административные дела, связанные с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, в учебном учреждении закрытого типа, рассматриваются с обязательным участием прокурора.

В п. 13 проекта поясняется о возможности привлечения к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц органа опеки и попечительства (в частности, при наличии разногласий между законными представителями несовершеннолетнего либо между несовершеннолетним и его законными представителями, невыполнении последними возложенных на них обязанностей), комиссии по делам несовершеннолетних.

Представление уполномоченным по правам ребенка в суд заключения, доказательств, заявление ходатайства, подача заявления об отводе или иного процессуального документа по административному делу либо явка уполномоченного в судебное заседание по данному делу свидетельствуют о приобретении им статуса лица, участвующего в процессе для дачи заключения по административному делу, в том числе о возникновении у него права на получение копии решения суда и его обжалование, указано в п. 14 проекта.

Согласно п. 15 заключение уполномоченного по правам ребенка по административному делу, связанному с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, в учебном учреждении закрытого типа, должно быть подписано им лично. Вместе с тем действия, непосредственно не связанные с рассмотрением административного дела (например, получение судебных извещений, копий судебных актов, копирование материалов административного дела, подача в суд подписанных уполномоченным по правам ребенка документов), могут осуществляться лицами, имеющими выданную уполномоченным по правам ребенка доверенность на совершение данных действий, независимо от наличия у таких лиц статуса адвоката или высшего юридического образования, ученой степени по юридической специальности.

В п. 16 Пленум ВС отмечает, что для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения административного дела (например, в целях установления оснований для продления срока пребывания несовершеннолетнего в учебном учреждении закрытого типа, перевода несовершеннолетнего в другое такое учреждение), суд вправе истребовать необходимые сведения у соответствующего центра временного содержания, учебного учреждения закрытого типа (ст. 63 КАС).

В п. 17 сообщается, что КАС РФ предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, которые продлению не подлежат (ч. 2 ст. 141). Поясняется, что административное дело о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания, помещенного в такой центр на срок не более 48 часов на основании постановления руководителя или уполномоченного сотрудника ОВД, а также административное дело о продлении установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в названном центре рассматриваются до истечения срока нахождения несовершеннолетнего в центре временного содержания (п. 18 проекта).

В следующем пункте разъясняется, что в случае заявления обоснованного ходатайства о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела, связанного с пребыванием несовершеннолетнего в специальных учреждениях, и представления суду достаточных сведений о том, что пребывание ребенка в таком учреждении влечет либо может повлечь нарушение его прав и законных интересов, административное дело рассматривается судом в возможно короткий срок.

В п. 20 указано о том, что в центры временного содержания, в учебные учреждения закрытого типа могут помещаться находящиеся на территории РФ несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства. Несовершеннолетний иностранный гражданин и его законные представители уведомляются судом о праве на свободу сношений с консульскими должностными лицами соответствующего иностранного государства и доступа к ним. ВС разъяснил, какие обстоятельства должны приниматься во внимание при разрешении административного дела, связанного с пребыванием в центре временного содержания, в учебном учреждении закрытого типа несовершеннолетнего иностранного гражданина, лица без гражданства.

В п. 21 закреплено, что при разрешении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, в учебном учреждении закрытого типа, суду следует, в частности, исходить из необходимости защиты детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие; оценивать поведение несовершеннолетнего после совершения правонарушения, поведение его родителей (законных представителей) и их готовность оказать содействие ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации; отношения в семье, наличие отрицательного воздействия на несовершеннолетнего со стороны иных лиц; выяснять, осуществлялась ли в отношении несовершеннолетнего, его родителей индивидуальная профилактическая работа, и проверять ее полноту, достаточность и эффективность. Во всяком случае при рассмотрении указанных категорий административных дел вопрос благополучия несовершеннолетнего должен служить определяющим фактором.

Если в материалах дела имеются сведения о том, что несовершеннолетний страдает психическим заболеванием или имеет ограниченные возможности, обусловленные задержкой психического развития, суду надлежит выяснить, может ли удовлетворение соответствующих административных исковых требований повлечь ухудшение состояния здоровья административного ответчика, имеется ли в центре возможность оказания необходимой медицинской и иной помощи, уточнено в п. 22 проекта.

В п. 23 подчеркивается, что при рассмотрении административного дела о помещении несовершеннолетнего в учебное учреждение закрытого типа суд в том числе учитывает характеристики несовершеннолетнего по месту учебы и жительства, необходимость прохождения им обучения по адаптированной основной образовательной программе, выясняет, находится ли он под контролем родителей (законных представителей), регулярно ли посещает образовательное учреждение или имеются систематические пропуски занятий по неуважительным причинам, сформировались ли у него под влиянием мер профилактического воздействия негативное отношение к противоправному поведению и устойчивое законопослушное поведение либо его поступки продолжают носить антиобщественный характер.

ВС отмечает, что при принятии решений по административным делам названной категории судам необходимо иметь в виду, что содержащиеся в принятых в рамках уголовного судопроизводства или производства по делам об административных правонарушениях актах выводы об отказе в возбуждении либо о прекращении дела ввиду недостижения несовершеннолетним возраста, с которого наступает уголовная или административная ответственность, не могут быть оспорены в производстве по административным делам, предусмотренным гл. 31.2, 31.3 КАС. Такие выводы могут быть опровергнуты лишь при обжаловании соответствующих актов, в том числе постановлений судей, в порядке уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях.

Между тем в п. 25 указано, что отмена в порядке уголовного судопроизводства или производства по делам об административных правонарушениях акта об отказе в возбуждении либо о прекращении дела может являться основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований, заявленных в порядке, предусмотренном гл. 31.2, 31.3 КАС, для отмены решения об удовлетворении таких требований в суде апелляционной или кассационной инстанции, а также пересмотра его по новым обстоятельствам.

В п. 26 разъяснено об обязанности суда при рассмотрении административного дела, связанного с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, выносить на обсуждение вопрос о сроке, в течение которого несовершеннолетний может содержаться в таком центре. При этом суду необходимо учитывать время, минимально необходимое для достижения целей помещения несовершеннолетнего в названный центр, что отражается в мотивировочной части решения суда.

Как следует из п. 27, в случае удовлетворения административных исковых требований о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания, продлении срока пребывания в нем в резолютивной части решения суда указывается срок содержания несовершеннолетнего в названном центре либо срок, на который продлевается содержание несовершеннолетнего в нем, а также день начала исчисления соответствующего срока. Выводы о сроке содержания несовершеннолетнего в данном центре должны быть изложены таким образом, чтобы свести к минимуму ограничение прав и свобод несовершеннолетнего, но при этом обеспечить достижение целей его помещения в центр временного содержания.

Пленум ВС подчеркнул, что в решении суда по административному делу, связанному с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, должен указываться конкретный центр временного содержания, в который помещается несовершеннолетний (п. 28 проекта).

В соответствии с п. 29 в случае удовлетворения административных исковых требований о помещении несовершеннолетнего в учебное учреждение закрытого типа либо о продлении срока пребывания в нем в резолютивной части решения суда также должен быть указан конкретный срок содержания несовершеннолетнего в таком учреждении. При определении такого срока следует принимать во внимание период учебного года (необходимость завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ). При этом общий срок пребывания несовершеннолетнего в учебном учреждении закрытого типа не может превышать три года.

В п. 30 поясняется, что при удовлетворении административного иска о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в учебном учреждении закрытого типа в случаях самовольного ухода несовершеннолетнего из учреждения в резолютивной части решения судом указывается восстанавливаемый по соответствующему делу срок пребывания в учреждении, т.е. срок, в течение которого несовершеннолетний не находился в учреждении. При этом данный срок должен истекать до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет. Так, если несовершеннолетний не вернулся в учебное учреждение закрытого типа из отпуска 1 октября и был помещен в него вновь 1 января, не истекший к моменту такого помещения срок пребывания несовершеннолетнего в названном учреждении увеличивается на период его отсутствия в нем, т.е. на три месяца. При истечении к моменту такого помещения срока пребывания несовершеннолетнего в учреждении и восстановлении указанного выше срока судом несовершеннолетний помещается в учреждение на срок до 1 апреля.

В п. 31 ВС отметил, что органы внутренних дел и прокурор, исходя из положений, закрепленных в подп. 4 п. 1 ст. 333.35, подп. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, освобождены от уплаты госпошлины по административным делам, связанным с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, в учебном учреждении закрытого типа. В данном пункте приведен перечень административных исковых заявлений, при подаче которых законодательство о налогах и сборах не предусматривает обязанности по уплате пошлины.

Из п. 32 следует, что после принятия решения суда по административному делу, связанному с пребыванием несовершеннолетнего в специальном учреждении, в судебном заседании подлежит оглашению только его резолютивная часть. В случае отказа в удовлетворении административных исковых требований о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетний подлежит незамедлительному освобождению из центра, в том числе при отсутствии указания на это в резолютивной части решения суда (п. 33 проекта).

В п. 34 ВС разъяснил, что решение суда по административному делу, связанному с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в том числе несовершеннолетним, достигшим возраста 14 лет, его законным представителем, представителем по общим правилам, установленным КАС (ст. 285.12).

В проекте постановления закреплено, что в случае отсутствия у несовершеннолетнего на стадии производства в суде апелляционной, кассационной инстанции адвоката или иного представителя, отвечающего требованиям ст. 55 КАС, несовершеннолетнему судом апелляционной, кассационной инстанции назначается адвокат (п. 35).

В заключительном пункте указано, что суд апелляционной инстанции в целях защиты интересов несовершеннолетнего, отменив решение суда первой инстанции, несмотря на наличие оснований, предусмотренных п. 3 ст. 309 КАС, вправе не направлять административное дело на новое рассмотрение и принять по нему новое решение.

Адвокаты проанализировали проект постановления

Адвокат КА Республики Марий Эл «Тезис» Оксана Ухова обратила внимание, что Верховным Судом впервые в одном документе собраны разъяснения вопросов по административным делам подобной категории. И хотя с точки зрения правоприменения это довольно узкая область административного судопроизводства, переоценить ее значимость для каждого конкретного дела очень сложно, считает адвокат. Она отметила, что ВС РФ во всех издаваемых им разъяснениях по вопросам, касающимся несовершеннолетних, обращает внимание судов на то, что во всяком случае при рассмотрении указанных категорий административных дел вопрос благополучия несовершеннолетнего должен служить определяющим фактором (п. 21 проекта).

«Данное постановление Пленума привнесет конкретику и унификацию в рассмотрение подобных дел как с точки зрения принимаемых судом доказательств, так и с точки зрения круга лиц, которые могут и должны являться участниками по такой категории дел. Однако мне видится, что достаточно много сложностей возникнет в практике рассмотрения дел при трактовке разъяснений ВС, касающихся сроков как непосредственного рассмотрения дел, так и сроков помещения несовершеннолетних в специальные учреждения», – прокомментировала Оксана Ухова.

Также, как заметила адвокат, ВС в тексте проекта использует оценочные категории: «суд первой инстанции обязан незамедлительно совершить процессуальные действия», «незамедлительно направить жалобу, представление вместе с административным делом в суд апелляционной инстанции», «суд апелляционной инстанции рассматривает такие жалобу, представление в возможно короткий срок». Это, как полагает Оксана Ухова, позволяет трактовать подобное разъяснение любым образом и не приводит к унификации подходов в судебной практике по поводу периода, в который суд должен совершить процессуальные действия.

Партнер МКА «Лебедева-Романова и партнеры» Тимур Харди отметил, что проект постановления Пленума ВС направлен на защиту прав несовершеннолетних граждан при их помещении в специальные учреждения. Интересным, по мнению адвоката, является п. 11, которым предусмотрено, что суд может отстранить законного представителя от участия в административном деле, если решит, что действия последнего наносят вред ребенку: «Это вполне обоснованная мера, если учитывать, что не всегда родители или опекуны в действительности склонны заботиться об интересах несовершеннолетнего».

Он заметил, что в проекте подчеркивается право личного участия несовершеннолетнего при рассмотрении административного дела, что также направлено на защиту прав несовершеннолетних граждан при их помещении в центры временного содержания, в специальные учебно-воспитательные учреждения. Несовершеннолетний гражданин России имеет все основания получить исчерпывающую информацию о ходе дела и лично присутствовать при его рассмотрении, указал Тимур Харди. Он также обратил внимание на то, что в п. 5 заявляется право прокурора обращаться в суд с исковым заявлением о помещении несовершеннолетнего в центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. «Это тоже очень важный нюанс, учитывая роль прокуратуры в надзоре за соблюдением законности, в том числе и в отношении несовершеннолетних правонарушителей», – полагает адвокат.

Адвокат Филиала № 48 Межрегиональной коллегии адвокатов г. Москвы Виктория Антипова подчеркнула, что защита детей является первостепенной задачей государства, в связи с чем рассматриваемый проект постановления является необходимым и целесообразным. «На бумаге все выглядит внушительно, подробно, детально, проект, скорее всего, будет способствовать единообразному правоприменению, но ни для кого не секрет, что на практике подобного рода дела зачастую сводятся лишь к соблюдению формы. Поэтому правоприменительная практика в результате принятия данного проекта по своей сути в корне не изменится. Как правило, суды удовлетворяют административные исковые заявления, основываясь на документах ОВД. Судебная проверка обоснованности пребывания несовершеннолетнего в центре временного содержания, в учебном учреждении закрытого типа является весьма поверхностной. Проект явно не облегчит работу адвокатов. Как и раньше, коллегам придется бороться с конвейерным форматом рассмотрения административных дел, так же как и в случаях принудительной госпитализации граждан», – поделилась мнением адвокат.

Председатель «Коллегии адвокатов Виктории Данильченко» Виктория Данильченко заметила: из документа следует, что для помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания, в учебное учреждение закрытого типа необходимо наличие законных оснований, а также должен соблюдаться установленный законом порядок. Она обратила внимание на указание, что при рассмотрении данной категории дел вопрос благополучия несовершеннолетнего должен служить определяющим фактором. «Суд должен исходить из необходимости защиты детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, оценивать поведение и несовершеннолетнего, и его родителей, а также готовность родителей оказать содействие ребенку, проверять, осуществлялась ли в отношении родителей и ребенка индивидуальная профилактическая работа, насколько она была эффективна. Эти положения имеют важное значение, так как помещение ребенка в центр временного содержания влечет ограничение его конституционных прав и свобод, поэтому должно быть уделено достаточное внимание защите прав несовершеннолетних», – считает она.

Адвокат МКА «Правовой диалог» Андрей Рабизов считает, что ВС РФ сделал ряд важных разъяснений по довольно непростым правовым вопросам, относящимся к процедуре и особенностям помещения несовершеннолетних граждан в специальные центры и учреждения закрытого типа. По его мнению, в первую очередь обращает на себя внимание содержащееся в п. 1 разъяснение относительно того, что рассматриваемые процедуры имеют своей первоочередной целью осуществление защиты жизни, здоровья ребенка, создание возможностей и условий для его дальнейшего нормального развития, а также защиту третьих лиц от противоправных посягательств со стороны несовершеннолетнего. «Иными словами, Верховный Суд прямо указал, что данная мера призвана защитить права и интересы как самого ребенка, так и третьих лиц, что следует учитывать судам при рассмотрении данной категории споров», – отметил он.

Адвокат подчеркнул, что в п. 12 проекта ВС в очередной раз напомнил, что дела, связанные с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, в учебном учреждении закрытого типа, рассматриваются с обязательным участием прокурора, призванного не только формально контролировать законность процедуры, но и обеспечивать защиту прав и законных интересов самого ребенка. Также Андрей Рабизов заметил, что особое внимание ВС уделил процессуальной роли уполномоченного по правам ребенка, участвующего в разрешении данной категории споров.

Рассказать:
Яндекс.Метрика