×

Пленум ВС утвердил список судебных примирителей

Их максимальное количество в одном регионе – пять человек, при этом в Москве всего три судебных примирителя
Фото: Пресс-служба ВС РФ
Один из экспертов «АГ» отметил, что, возможно, в дальнейшем судебное примирение и будет востребовано, но пока, судя по количеству примирителей, особой потребности в них не наблюдается. По мнению второго, небольшое число судебных примирителей свидетельствует о том, что их дополнительное обучение организовывать не планируют.

28 января 2020 г. Пленум Верховного Суда вынес Постановление № 1, которым утвердил список судебных примирителей.

Напомним, что изменения, в результате которых в российском гражданском, административном и арбитражном процессе появилась процедура судебного примирения, вступили в силу 25 октября 2019 г. А уже 31 октября Постановлением Пленума ВС РФ № 41 был утвержден Регламент проведения судебного примирения.

Читайте также
В российском праве появились новые виды примирительных процедур
Принят пакет законов о существенном изменении порядка внесудебного урегулирования споров между сторонами гражданского и административного судопроизводства
22 июля 2019 Новости

Как ранее сообщалось, судебным примирителем может быть исключительно судья в отставке, изъявивший желание выступать в таком качестве.

Судебный примиритель вправе проводить переговоры со сторонами и другими участвующими в деле лицами, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия суда, давать сторонам рекомендации для скорейшего урегулирования спора и сохранения их деловых отношений. При этом такое лицо не является участником судебного разбирательства и не может совершать действия, влекущие возникновение, изменение или прекращение прав или обязанностей участников процесса.

Как указано в ст. 15 Регламента, процедура примирения может быть инициирована сторонами или судом. Она проводится в отдельном помещении здания суда при условии обеспечения проведения совместных, индивидуальных переговоров и создания равных возможностей для урегулирования спора. Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка, в том числе с учетом его специализации и региона проживания, и утверждается судом. Выступать в качестве судебного примирителя по делу, рассматриваемому ВС, вправе только судьи Верховного и Высшего Арбитражного судов в отставке.

Читайте также
Пленум ВС утвердил Регламент проведения судебного примирения
Принятый документ направлен на увеличение количества судебных споров, урегулированных по соглашению сторон
31 октября 2019 Новости

Регламентом предусмотрена возможность завершения судебного примирения без достижения результата, а также право судебного примирителя прекратить процедуру до истечения отведенного на нее времени (ст. 25 и 26). В первом случае указано, что по истечении срока проведения при отсутствии ходатайства сторон о его продлении примиритель в возможно короткий срок письменно информирует об этом суд и – при необходимости – стороны. Примиритель вправе прекратить судебное примирение, если сочтет, что дальнейшее его проведение нецелесообразно. В таком случае он составляет мотивированный письменный отказ, который не позднее следующего дня передается сторонам и суду.

В соответствии с Законом о Верховном Суде и Регламентом список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом на основе предложений от судов всех уровней о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в таком качестве.

Утвержденный Пленумом список содержит информацию о судебных примирителях по каждому региону – всего 342 человека. В большинстве регионов число судебных примирителей составило пять человек, однако в некоторых случаях их меньше, причем это, судя по всему, не всегда поставлено в зависимость от размера и населенности субъекта Федерации. Например, в Адыгее число судебных примирителей составило пять человек, тогда как в Москве – всего три.

Адвокат АП Вологодской области Илья Трайнин полагает, что небольшое количество примирителей в каждом регионе может свидетельствовать о том, что законодатель не рассчитывает, что большое количество граждан и организаций захотят воспользоваться этой процедурой. «Скорее всего, судебное примирение появилось в России не из-за реальной потребности общества в нем, а для того, чтобы формально соответствовать европейскому судопроизводству. Теперь мы можем сказать, что и в российской правовой системе, как и в западных правопорядках, есть разнообразные примирительные институты», – сказал адвокат.

Возможно, в дальнейшем судебное примирение и будет востребовано, но пока, судя по количеству примирителей, особой потребности в них не наблюдается, полагает Илья Трайнин.

Ведущий юрист АБ «Асташкевич и Партнеры», медиатор, член Коллегии посредников ТПП РФ Екатерина Смольянникова подчеркнула, что судебное примирение по существу практически идентично медиации. При этом неясно, будет ли проводиться подготовка и обучение судей в отставке техникам работы со сторонами и выявлению их интересов, заметила она.

«Учитывая, что, к примеру, в Москве их всего три, о дополнительном обучении, по крайней мере сегодня, речи не идет. Остается надеяться, что работа по расширению штата судебных примирителей запланирована и что среди них будут организованы необходимые тренинги», – добавила Екатерина Смольянникова. По ее словам, было бы полезно привлечь к подготовке судебных примирителей разные центры обучения примирительным процедурам и опытных тренеров, чтобы судьи в отставке имели возможность выбрать подходящих специалистов.

«Нет понимания, каким образом примиритель сможет помочь сторонам, поскольку список инструментов, предлагаемых примирителям, весьма скуден. Проведение отдельных встреч и предложение еще раз обдумать свою позицию в суде при неготовности сторон примириться вряд ли смогут изменить ситуацию», – подчеркнула медиатор.

Екатерина Смольянникова считает, что наиболее полезным могло бы стать получение беспристрастного мнения по судебным перспективам дела. «Однако задача примирителя состоит не просто в разъяснении правовых перспектив, но и в заключении мирового соглашения. В этой ситуации отсутствие инструментов работы с интересами сторон может представлять опасность, поскольку велика вероятность оказания давления на сторону (стороны) или обращение сторон за решением к примирителю как к авторитету. В результате участники процедуры подписывают мировое соглашение, продиктованное им третьим лицом, лишаются возможности защищать свои интересы в суде по тем же основаниям», – отметила медиатор.

Довольно сложно представить себе, каким образом примиритель сможет совмещать беспристрастность и равноправие сторон с оглашением перспектив судебного разбирательства и анализом правовых позиций, указала Екатерина Смольянникова. «Описанная процедура работы судебных примирителей, равно как и сами списки таких специалистов, безусловно, требуют доработки. В том виде, в котором существует институт на настоящий момент, он больше похож на “пилотный” проект, чем на реально работающий эффективный механизм разрешения споров», – подытожила юрист.

Рассказать:
Дискуссии
Яндекс.Метрика