×

Последствия арбитражной реформы

Минюст разъяснил судьбу третейских разбирательств, не законченных к моменту завершения переходного периода 1 ноября
Ведомство также предупредило о риске возникновения мошеннических схем, направленных на обход положений законодательства об арбитраже.

Министерство юстиции РФ опубликовало разъяснения в связи с завершением 1 ноября переходного периода реформы третейского разбирательства в России. Как уже сообщалось, теперь только четыре арбитражных учреждения имеют право администрировать арбитраж: Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ, Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ, Арбитражный центр при Российском союзе промышленников и предпринимателей, Арбитражный центр при «Институте современного арбитража».

Постоянно действующие арбитражные учреждения и третейские суды, не получившие к 1 ноября права администрировать арбитраж в соответствии с действующим законодательством, не могут осуществлять эту деятельность. «В отсутствие данного права учреждение, например, не может назначать или отводить арбитров, вести делопроизводство, собирать и распределять арбитражные сборы. Министерство юстиции Российской Федерации будет сообщать о новых арбитражных учреждениях, получивших право администрировать арбитраж, на своем официальном сайте», – сообщает ведомство.

При этом уточняется, что вынесенные после 1 ноября решения арбитражных учреждений, не получивших права администрировать арбитраж, считаются принятыми с нарушением предусмотренной законом процедуры. Более того, это может стать основанием для отмены решения третейского суда или отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение его решения.

Минюст России указал на важный момент: по спорам, начатым в таких учреждениях до 1 ноября, все функции подлежат выполнению третейскими судьями, как при арбитраже, образованном для разрешения конкретного спора. «Признанию и приведению в исполнение такое решение подлежит как решение, принятое арбитражем, образованным для разрешения конкретного спора. Арбитраж, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, не вправе рассматривать корпоративные споры», – говорится в разъяснениях министерства.

Кроме того, отмечается, что теперь часть заключенных ранее арбитражных соглашений о передаче спора в конкретное учреждение, у которого на данный момент отсутствует право администрировать арбитраж, становятся неисполнимыми.

Минюст России также обратил внимание на то, что в связи с истечением переходного периода высока вероятность использования мошеннических схем, направленных на обход положений законодательства об арбитраже. В этой связи рекомендуется проверять информацию о лицах, называющих себя третейскими судьями, на официальных сайтах действующих арбитражных учреждений, а также внимательно знакомиться с документами, которые предлагается подписать в процессе заключения арбитражного соглашения.

Ответственный администратор Арбитражного центра при «Институте современного арбитража» Андрей Горленко согласился с предупреждением Минюста России о том, что сейчас бизнесу следует быть внимательнее при выборе арбитражного учреждения и по возможности избегать российских «третейских судов» и «третейских судей», не получивших право администрировать арбитраж и осуществляющих деятельность незаконно.

Он также отметил, что арбитражная реформа была необходима как юристам и бизнесу, так и экономике в целом. «Третейское разбирательство в России было дискредитировано множеством недобросовестных третейских судов. Они решали дело, как “в одни воротаˮ, на 10-й или 20-й день после подачи иска, мимикрировали под государственные суды, занимались легализацией незаконных схем. Добросовестные, но не очень осторожные контрагенты зачастую оказывались в ловушке, в то время как их недобросовестные “партнерыˮ уже получали в свою пользу исполнительные листы», – пояснил он.

Рассказать: