2 апреля председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной боевой готовности или чрезвычайной ситуации.
Как должны действовать граждане и организации в случае ЧС
Правила содержат всего 7 пунктов. Так, граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства РФ, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, а также должностных лиц, указанных в п. 8 и 9 ст. 4.1 Закона о защите населения, направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территории от ЧС.
В частности, услышав сигнал оповещения и (или) экстренного сообщения, граждане должны немедленно прослушать информацию об алгоритме действий по радио или телевидению либо посредством подвижной радиотелефонной связи (а организации – незамедлительно оповестить сотрудников и иных лиц, находящихся на территории организации), либо обратившись в единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования или по единому номеру вызова экстренных оперативных служб.
При введении режима повышенной опасности или ЧС граждане обязуются соблюдать общественный порядок, требования законодательства о защите населения и территорий от ЧС и о санитарно-эпидемиологическом благополучии, а также выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации ЧС, представителей экстренных служб и иных уполномоченных должностных лиц.
При получении инструкции (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через СМИ и операторов связи, граждане обязаны эвакуироваться из зоны ЧС и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и иное предоставленное органами власти и местного самоуправления имущество, предназначенное для защиты от ЧС. Обнаружив пострадавшего, необходимо вызвать уполномоченных должностных лиц, и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему первую помощь. Кроме того, необходимо иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных лиц документ, удостоверяющий личность, и – при наличии такового – документ, предоставляющий право не соблюдать требования, установленные Правилами.
При возникновении ЧС или ее угрозе гражданам запрещается создавать условия, препятствующие и затрудняющие действия уполномоченных должностных лиц и работников общественного транспорта, заходить за ограждения, обозначающие зону ЧС или иную опасную зону, осуществлять действия, угрожающие безопасности, жизни и здоровью, в том числе иных лиц, а также распространять заведомо недостоверную информацию об угрозе возникновения или возникновении ЧС.
Организации, в зависимости от обстановки, обязаны обеспечить эвакуацию работников или иных граждан, находящихся на их территории, и содействовать в этом госорганам и органам местного самоуправления. Также они должны предоставить работникам и иным гражданам, находящимся на территории организации, средства защиты и принять прочие необходимые меры.
Кроме того, в обязанности организаций включены мероприятия по повышению устойчивого функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников, организация и проведение аварийно-спасательных и иных неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС. При наличии угрозы безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на территории, организации обязаны приостановить деятельность.
В заключительном пункте Правил указана обязанность организаций своевременно предоставлять в органы управления единой госсистемы предупреждения и ликвидации ЧС информацию в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Адвокаты по-разному оценили Правила
Комментируя «АГ» данные Правила, адвокат КА НСО «Полковников, Тарасюк и партнеры» Вадим Делов оценил их положительно. «Правила представлены в виде понятного, легко воспринимаемого текста, минимизированы ссылки на иные нормативные правовые акты, – пояснил он. – Также они универсальны и не сводятся только к прикладным задачам для разрешения ситуаций, обусловленных пандемией коронавируса. Обязанности граждан и организаций сформулированы конкретно, с необходимой степенью детализации допустимого поведения».
Эксперт подчеркнул, что полномочия правительства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, дополненные Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», были реализованы очень оперативно. «Обратим внимание на фактор времени: 1 апреля были внесены поправки в закон, 2 апреля подготовлено постановление правительства, и на следующий день оно уже вступило в силу, – отметил Вадим Делов. – Это показатель высокого уровня компетентности и работоспособности, хороший прогностический признак. Вспоминается ситуация из практики начала века, когда после законодательного изменения порядка лицензирования медицинской деятельности ожидание подзаконного нормативного акта растянулось на месяцы, со всеми негативными последствиями».
Данное постановление, по мнению адвоката, имеет большое значение для предупреждения каких-либо злоупотреблений, задает единый подход к реализации мер, ограничивающих права и свободы человека и гражданина, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций. «Энтузиазм исполнителей на местах разумно и правомерно ограничивается», – пояснил Вадим Делов.
В то же время, добавил он, некоторый опыт, в том числе правоохранительных органов, нуждается в пристальном изучении. «Так, в Новосибирской области сотрудники полиции продолжают проверки граждан на предмет соблюдения режима самоизоляции. Составлено 7 административных протоколов по ст. 19.4 КоАП РФ, проведено свыше 60 тыс. профилактических бесед с гражданами. При этом количество затраченных сил и средств на проведение указанных мероприятий обнародовано не было. Элементарный расчет, исходящий из того, что общее число лиц, обязанных самоизолироваться, по состоянию на 31 марта составляло менее 6000 человек, а данные о числе профилактических бесед были опубликованы 2 апреля, указывает на необходимость дополнительной проверки информации, опубликованной на сайте ГУ МВД РФ по Новосибирской области», – отметил адвокат, добавив при этом, что участие граждан в профилактических беседах Правилами не предусмотрено.
Запреты для граждан, установленные Правилами, по мнению Вадима Делова, настолько соответствуют элементарным требованиям безопасности жизнедеятельности, что не нуждаются в специальном толковании, за исключением подп. «д» п. 4, касающегося распространения заведомо недостоверной информации о распространении ЧС или ее угрозе. «Полагаю, необходимы уточнения, являются ли понятия “информация”, “распространение информации”, использованные в Правилах, идентичными одноименным терминам, содержащимся в Законе об информации. Также следует установить критерии заведомой достоверности и недостоверности информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС. Без детальной проработки этих понятий практическое применение санкций за нарушение Правил будет очень сложным», – считает он.
Адвокат АП Челябинской области Елена Цыпина особое внимание обратила на п. 3 Правил, касающийся обязанностей граждан при введении режима ЧС. «Даже при первом взгляде на этот пункт в части исполнения налагаемых обязанностей возникают неразрешимые практические вопросы, – отметила эксперт. – Так, гражданам “после получения соответствующих инструкций от указанных должностных лиц, в том числе через СМИ, предписано эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или из зоны ЧС и использовать средства индивидуальной или коллективной защиты (в случае их предоставления органами власти)”. Такая ситуация легко моделируется при наличии, например, зоны заражения с инфекцией, внесенной в перечень особо опасных (карантинных) на территории РФ, – к примеру, выявлен очаг сибирской язвы. Как правило, такая зона имеет ограниченную территорию, на которой применяются нормы давно утвержденных и действующих в настоящее время санитарно-эпидемиологических правил».
Адвокат пояснила, что Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, – наряду с сибирской язвой, чумой, холерой и т.д., в отношении которых выработаны санитарно-эпидемиологические правила.
Что касается COVID-19, в отношении данной инфекции санитарно-эпидемиологических правил не принято. «Функционирование системно значимых предприятий и организаций частично продолжается, эвакуировать никто никого не собирается, способ информирования не детализирован, процедуры не формализованы, что неизбежно ведет к неразберихе и злоупотреблениям. Остается рассчитывать на здравомыслие и правовую культуру исполнителей», – добавила Елена Цыпина.
По мнению эксперта, данные Правила трудноприменимы к реалиям, накладывают обязанности, не исполнимые в текущей санэпидемиологической обстановке, и не позволяют полноценно ее разрешить. «Не сомневаюсь, что к разработке документа были привлечены ученые, эпидемиологи и вирусологи, также однозначно участвовали экономический и силовой блоки правительства. Но, учитывая разнонаправленность целевых функций экспертов, результат получился как в той басне, где воз (не ВОЗ!) поныне там», – резюмировала адвокат.