×

Предлагается дополнительно защитить лиц, которым причинен имущественный ущерб в результате ДТП

Поправки предусматривают применение меры понуждения – временного ограничения права управления транспортным средством – к должникам, не исполнившим решение суда о возмещении ущерба, причиненного ДТП
В комментарии «АГ» депутат, внесшая законопроект в Думу, выразила надежду на то, что эта инициатива станет дополнительным стимулом к оформлению полиса ОСАГО, особенно среди тех, кто сознательно этого избегает. Ее помощник, юрист, пояснил, что в законопроекте речь идет не о замене существующих механизмов, а о создании действенного дополнительного инструмента в тех случаях, когда иные меры оказываются бессильны. Юрист, участвующий в разработке поправок, отметил, что у граждан теряется доверие к правосудию, судебной системе в целом, когда решения судов не исполняются по искусственно созданным должниками причинам. Эксперты «АГ» положительно оценили данную инициативу.

20 мая депутат Сардана Авксентьева внесла в Думу проект поправок в ст. 67.1 Закона об исполнительном производстве, направленный на дополнительную защиту граждан и организаций, которым причинен имущественный ущерб в результате ДТП, в случаях когда виновные лица уклоняются от исполнения вступивших в законную силу судебных решений (законопроект № 921427-8).

В действующей редакции ст. 67.1 Закона об исполнительном производстве предусмотрена возможность временного ограничения права управления должником транспортным средством по ряду категорий взысканий, включая алименты и вред, причиненный преступлением. Однако компенсация ущерба, причиненного при ДТП, в этот перечень не включена. Как отмечается в пояснительной записке, на практике это означает, что виновник ДТП, который продолжает уклоняться от исполнения решения суда, сохраняет возможность управлять транспортным средством и не сталкивается с реальными ограничениями. Распространены случаи использования такими лицами чужих банковских карт, аренды транспортных средств либо их оформления на третьих лиц с целью уклонения от гражданско-правовой ответственности.

Авторы законопроекта указывают, что вышеуказанные риски повышаются в случаях, когда водители из обозначенной категории сознательно не оформляют полис ОСАГО, несмотря на его обязательный характер, тем самым изначально перекладывая бремя возможного ущерба на плечи пострадавших. Таким образом, государство и общество сталкиваются с ситуацией, когда ни страховые, ни исполнительные механизмы не позволяют восстановить нарушенные права граждан, которым причинен ущерб в результате ДТП.

В связи с этим законопроект предлагает закрепить в ч. 2 ст. 67.1 указанного закона применение меры понуждения – временного ограничения права управления транспортным средством – к должникам, не исполнившим решение суда о возмещении ущерба, причиненного ДТП. «Факт участия виновного в ДТП сам по себе свидетельствует о том, что ограничение права на управление транспортным средством может стать эффективным способом побуждения к исполнению судебного решения. Учитывая, что иные способы воздействия зачастую неэффективны, временное ограничение специального права представляется адекватной, соразмерной и необходимой мерой защиты интересов пострадавших граждан», – подчеркивается в пояснительной записке.

Законопроектом также предлагается установить порог задолженности в размере 100 тыс. руб. по ущербу, причиненному в результате ДТП, ниже которого указанная мера не будет применяться. Такая дифференциация соответствует принципу пропорциональности и позволяет избежать чрезмерного административного давления при незначительных обязательствах, полагают разработчики.

В комментарии «АГ» депутат Сардана Авксентьева подчеркнула, что данный законопроект – о справедливости, поскольку сегодня в России есть люди, которые становятся жертвами ДТП, выигрывают суд, но годами не могут добиться исполнения решения. «Особенно тяжело, когда речь идет о простом гражданине, которому повредили автомобиль, а виновник – человек без официального заработка, имущества, регистрации, да еще и без ОСАГО. Мы рассчитываем, что эта инициатива станет дополнительным стимулом к оформлению полиса ОСАГО, особенно среди тех, кто сознательно этого избегает. Сегодня есть категория водителей, которые предпочитают ездить без страховки, рассчитывая, что ущерб пострадавшим можно будет “переждать” или вообще не возмещать. Теперь у них будет понятный риск – потеря права управления транспортным средством. Этот законопроект также про формирование ответственного отношения к участию в дорожном движении. В конечном счете такие изменения должны положительно сказаться и на культуре вождения, и на защите прав добросовестных граждан», – прокомментировала она.

Ее помощник, управляющий партнер юридической компании «Якупов и партнеры» Тимур Якупов, отметил, что, как показывает практика, действующие меры принудительного исполнения зачастую оказываются неэффективными в отношении причинителей вреда в результате ДТП, не имеющих официального дохода, зарегистрированного имущества или средств на банковских счетах. Он подчеркнул, что особенно это касается социально неблагополучных водителей и мигрантов, которые нередко намеренно избегают оформления полиса ОСАГО и используют чужие транспортные средства или банковские карты. «В таких случаях стандартные меры, вроде ареста счетов или ограничения выезда за границу, попросту не работают. Речь идет не о замене существующих механизмов, а о создании действенного дополнительного инструмента в тех случаях, когда иные меры оказываются бессильны», – отметил юрист.

Юрист Евгений Цыплухин, участвовавший в разработке законопроекта, в комментарии «АГ» пояснил, что данные изменения назрели давно, так как у граждан теряется доверие к правосудию, судебной системе в целом, когда решения судов не исполняются по искусственно созданным должниками причинам. «Законопроект, позволяющий ограничивать право управления ТС недобросовестным должникам, по моему мнению, станет весомым аргументом пристава-исполнителя. Ситуация, когда в личном кабинете госуслуг появится уведомление условно о том, что “Ваше водительское удостоверение может быть ограничено, и Вы станете пешеходом на неопределенный срок”, наверняка сподвигнет большую часть должников к исполнению обязательств по возмещению ущерба», – считает он.

Член АП г. Москвы Анжелика Тамбовская полагает, что законопроект действительно отвечает потребностям нынешней ситуации, поскольку сегодня требуется дополнительная защита граждан и организаций, пострадавших в результате ДТП, и случаи, когда виновные уклоняются от исполнения обязательств по возмещению ущерба, далеко не редкость. «Законодатели пришли к верному решению об устранении пробела в исполнительном производстве. Если ранее судебный пристав прекращал исполнительное производство в связи с отсутствием у должника движимого и недвижимого имущества и потерпевший оставался без возмещения ущерба, то в данном проекте предусмотрен шанс, хотя и небольшой, но тем не менее дающий возможность ограничить должника в управлении ТС, что может повлиять на желание должника исполнить обязательства по возмещению ущерба», – подчеркнула она.

Как отметила эксперт, в настоящее время судебный пристав-исполнитель может обратить взыскание на счета должника в банках, все виды доходов, имущество. Потерпевшему остается ожидать поступления на свой счет денежных средств, взысканных приставом-исполнителем с виновника ДТП. Однако в случае отсутствия имущества и денежных средств у должника потерпевший может никогда не дождаться возмещения ущерба. В этом случае, если должник, зарабатывая себе на жизнь, управляет автомобилем, который может и не принадлежать ему, указанная в законопроекте мера может положительно повлиять на исполнение обязательств, считает Анжела Тамбовская. По ее мнению, в случае принятия поправки повлияют на формирование надлежащего поведения участников дорожного движения, а также дадут возможность пострадавшим в ДТП восстановить справедливость и возместить полученный от ДТП вред.

Председатель правления РО МОО «Ассоциация ветеранов Службы судебных приставов» Алексей Шарон считает, что принятие предлагаемых дополнений в ст. 67.1 Закона об исполнительном производстве положительно отразится на эффективности взыскания задолженности по взысканию ущерба от ДТП. «В пояснительной записке справедливо и точно указан характерный портрет должника ущерба по ДТП: он продолжает жить, как раньше, и пользоваться своим автомобилем без каких-либо препятствий. Применение такой косвенной меры принуждения побудит должника изыскивать средства для погашения ущерба. Кроме того, такая мера будет применяться по суммам взыскания больше 100 тыс. руб., что дифференцирует применение такого весомого ограничения в правах, как пользование транспортным средством», – поделился мнением эксперт.

Рассказать:
Яндекс.Метрика