Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас и член Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков внесли в Государственную Думу ФС РФ объемный законопроект, содержащий поправки в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».
В пояснительной записке к законопроекту его авторы указывают, что большая часть поправок необходима для приведения Закона о выборах главы государства в соответствие с нормами базового Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Однако не все предусмотренные законопроектом изменения носят юридико-технический характер. Так, в целях обеспечения гласности на выборах Президента РФ предусматривается более либеральный подход к процедуре назначения наблюдателей. Большое количество избирательных участков, образуемых для проведения голосования по единому избирательному округу на президентских выборах, «может вызвать затруднения в направлении наблюдателей в избирательные комиссии, формируемые на всей территории Российской Федерации». В связи с этим предлагается не устанавливать требования об обязательном заблаговременном направлении в соответствующую избирательную комиссию списка наблюдателей, а также об обязательном направлении наблюдателя только в одну избирательную комиссию.
По мнению Константина Добрынина, это изменение значительно увеличит количество наблюдателей и обеспечит максимальную открытость и гласность работы избирательных комиссий, снимая огромное количество потенциальных вопросов о фальсификации на выборах.
Сенаторы также предлагают исключить голосование по открепительным удостоверениям на выборах Президента РФ. Граждане, которые в день голосования будут находиться вне своего места жительства, могут быть включены в список избирателей по месту нахождения на основании заявления.
Кроме того, ужесточается административная ответственность за злоупотребление предоставляемыми правами. Например, за неоднократное голосование одного и того же лица, а также за организацию такого голосования вводится штраф 30 тыс. руб. Увеличиваются размеры штрафа за выдачу избирательного бюллетеня в целях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования. За выдачу гражданину заполненного избирательного бюллетеня, а также за получение такого бюллетеня штраф с 3,5 тыс. руб. (максимальный действующий размер) увеличится до 30 тыс. руб. Устанавливается ответственность за неоднократное административное правонарушение – 50 тыс. руб.
Анализируя законопроект, статс-секретарь ФПА РФ отметил, что «доступность избирательных участков становится из теоретического принципа правовой реальностью». «Законопроектом предусматривается исключение пятилетнего срока образования избирательных участков путем уменьшения максимальной численности избирателей на избирательном участке до 1,5 тыс., а списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 11 дней до дня голосования», – пояснил Константин Добрынин.
Он также указал на то, что с принятием поправок появятся дополнительные права наблюдателей и кандидатов. «Наблюдатели смогут осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение всего периода наблюдения. Им обеспечивается свободный доступ в помещение, где проводятся голосование и подсчет голосов избирателей», – пояснил эксперт.
Самое важное изменение, как полагает Константин Добрынин, заключается в том, что «существенно упрощаются требования к сбору подписей в поддержку кандидата». Так, можно будет не указывать некоторые данные об адресе, по которому проживает избиратель. Это, как сказано в пояснительной записке, делается для приведения избирательного закона в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда РФ.
Законопроектом также предусматривается возможность применения средств видеонаблюдения в помещениях для голосования, что, как указывают авторы, «станет дополнительной гарантией открытости избирательного процесса».