Министерство юстиции уведомило о размещении проекта нового Процессуального кодекса об административных правонарушениях для повторного проведения публичного обсуждения. Документ претерпел значительные изменения в сравнении с проектом, представленным в начале года.
Так, в ст. 1.1 проекта добавлено, что порядок производства по делам об административных правонарушениях при возбуждении, рассмотрении и пересмотре дел, а также порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях на территории России регулируются не только настоящим Кодексом, но и АПК РФ (в части, касающейся рассмотрения дел об административных правонарушениях о привлечении к ответственности юрлиц и ИП, отнесенных КоАП РФ к компетенции арбитражных судов, а также дел об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность), основанными на Конституции.
Из законопроекта исключено положение о том, что неустановление виновности должностного лица, работника и (или) представителя юридического лица в совершении административного правонарушения не может служить основанием для освобождения юридического лица от ответственности за совершение этого административного правонарушения. Также теперь отсутствует указание на то, что, в случае когда возможность привлечения к ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юрлица требуется лишь установление того, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ст. 1.8 проекта добавлено положение о том, что если в соответствии с настоящим Кодексом, АПК РФ изготовленные по делу об административном правонарушении процессуальные документы подлежат обязательному вручению лицу, в отношении которого ведется производство, а также другим участникам производства, то документы должны быть переведены на родной язык соответствующего участника или на язык, которым он владеет.
В ч. 2 ст. 1.9 законопроекта указано, что не допускается внепроцессуальное обращение по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве прокуратуры, – к прокурору, вышестоящему прокурору, находящимся в производстве суда – к судье либо к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии, а по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве органа, должностного лица, – в орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, к руководителю такого органа, должностного лица либо его заместителю.
При этом в ч. 3 этой статьи теперь разъясняется, что внепроцессуальное обращение – это поступившее соответствующему лицу обращение в письменной или устной форме не являющихся участниками производства по делу государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица или гражданина в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, либо обращение в не предусмотренной федеральными законами, определяющими порядок производства по делам об административных правонарушениях, форме участников производства по делу об административном правонарушении. Информация о таких обращениях, поступивших судье либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников.
В ст. 1.11 отмечается, что, в случае когда за совершение правонарушения может быть назначено наказание в виде административного ареста, лицо, в отношении которого ведется производство по такому делу, имеет право пользоваться юридической помощью бесплатно.
В проекте Процессуального КоАП определяется порядок использования электронных документов участниками производства по делу об административном правонарушении, устанавливается возможность подачи ими заявлений, ходатайств, жалоб в суд, орган либо должностному лицу, осуществляющим производство по такому делу, в форме электронного документа посредством заполнения соответствующей формы на официальном сайте органа административной юрисдикции в Интернете, а также с использованием сайта «Госуслуг» и (или) через личный кабинет участника судебного процесса.
Законопроектом предусматривается возможность участия в процедуре рассмотрения дела об административном правонарушении должностного лица (представителя органа), возбудившего данное дело, а в процедуре пересмотра постановления по делу об административном правонарушении – также должностного лица (представителя органа), вынесшего постановление по делу об административном правонарушении. При необходимости участие должностных лиц в рассмотрении и пересмотре дела об административном правонарушении может быть признано обязательным. Стоит отметить, что предыдущей версией проекта предусматривалась замена должностного лица в случае невозможности явки.
Указывается, что, если вопрос об издержках не был решен при вынесении постановления или решения, свидетель, потерпевший, их законные представители, понятой, специалист, эксперт, переводчик, адвокат, участвующий в производстве по делам об административных правонарушениях по назначению, лицо, в отношении которого производство по делу было прекращено, его законный представитель вправе обратиться с заявлением о возмещении издержек в суд, коллегиальный орган, должностному лицу, вынесшим указанные постановление или решение, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу соответствующего постановления (решения). Данное заявление подлежит рассмотрению в течение 10 дней с момента поступления.
В законопроекте предлагается закрепить основания возникновения права на реабилитацию, его признание, возмещение имущественного вреда, а также устранение последствий морального вреда, причиненного физическому лицу, вреда, причиненного деловой репутации юридического лица.
В ст. 1.23 предусматривается установление преюдиции: обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (постановлением, определением) суда по делу об административном правонарушении либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках уголовного, гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, органом, должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, без дополнительной проверки. При этом такие решения (постановления, определения) не могут предрешать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом деле об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 2.6 в случаях, предусмотренных гл. 4 Кодекса, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт, содержание, ход и результаты совершения процессуального действия по делу об административном правонарушении. В ч. 6 данной статьи предлагается указать, что в случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
В ст. 5.2 проекта отмечается, что анонимное заявление, сообщение о наличии события правонарушения не может служить поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.
Указывается, что в случае составления протокола об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи протокол оформляется в форме электронного документа, который подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица, его составившего, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Кроме того, если должностным лицом признано обязательным присутствие при составлении протокола физлица или законного представителя юрлица, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, который по объективным причинам не имеет такой возможности, должностное лицо разрешает вопрос о его участии путем использования систем ВКС.
Отмечается, что лицо, его законный представитель или законный представитель юрлица считаются получившими протокол об административном правонарушении, в случае когда из указанного ими места жительства (места нахождения) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает (не находится) по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения в установленном порядке почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения. При таких же условиях данные лица считаются получившими определение о возбуждении дела и проведении административного расследования.
Предусматривается установление срока в пять дней для подачи жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, связанных с защитой избирательных прав и права на участие в референдуме, а также на постановления о привлечении к ответственности и назначении наказания в виде административного выдворения за пределы России, административного запрета деятельности со дня вынесения постановления. Суд обязан рассмотреть соответствующую жалобу в течение пяти дней. Исключение составляет административное выдворение – жалоба на данную меру наказания должна быть рассмотрена в течение суток.
В ближайшее время эксперты «АГ» прокомментируют наиболее значимые, по их мнению, изменения проекта.