13 июня депутаты Госдумы в первом чтении приняли законопроект № 383208-7, которым предлагается изменить Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства с целью достижения единообразия процессуального законодательства, регулирующего рассмотрение судами общей юрисдикции и арбитражными судами гражданских и административных дел.
Как ранее писала «АГ», поправки в законодательство разработаны Верховным Судом в связи с необходимостью выработать конструктивные подходы к развитию упрощенной формы судопроизводства; сокращению круга гражданских дел, по которым составляются мотивированные судебные решения; расширению в судах институтов профессионального представительства и досудебного (внесудебного) урегулирования споров; совершенствованию порядка извещения лиц, участвующих в деле.
В частности, внесенный в Думу проект предусматривает обязательное наличие высшего юридического образования для представителя в процессе, введение института поверенного, сокращение круга гражданских дел, по которым составляются мотивированные судебные решения, закрепление обзоров судебной практики ВС РФ в качестве новых обстоятельств для пересмотра судебных решений, развитие процедур судопроизводства.
Предложения Верховного Суда вызвали неоднозначную реакцию: с одной стороны, идея по унификации процессуальных кодексов встретила поддержку, но с другой ряд конкретных предложений подвергся серьезной критике как со стороны юристов и адвокатов, так и со стороны Правительства, Федеральной палаты адвокатов, Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
Так, в официальном отзыве Правительства РФ, как сообщала «АГ», критике подверглись предложения о введении института поверенного, об исключении договорной подсудности, о несоставлении мотивированных решений по делу, о расширении числа дел, рассматриваемых в упрощенном порядке, о самостоятельном отслеживании информации о движении дела сторонами и иные идеи.
В свою очередь ФПА в своем отзыве на проект ВС РФ указала, что предложения, касающиеся необязательности мотивированного решения по большинству дел, раскрытия сторонами доказательств в пределах срока, установленного судом, ограничения выступления участника судебного разбирательства и рассмотрения заявления об отводе судьи тем же судьей, требуют дополнительного обсуждения.
В результате 17 мая Пленум Верховного Суда принял постановление о внесении поправок в законопроект, в которых отчасти учел замечания, касающиеся мотивировки решений. В новой редакции проекта изменения в ч. 2 ст. 199 ГПК и ч. 6 ст. 176 АПК РФ дополнены указанием на целый ряд дел, решения по которым всегда должны быть изготовлены в полном объеме, – изначально было 9 категорий, поправки же расширяют список до 17.
Кроме того, поправки учитывают правовую позицию, изложенную в Постановлении КС РФ от 17 октября 2017 г. № 24-П по делу о проверке конституционности п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ в связи с жалобами ряда граждан, и исключают обзоры судебной практики Верховного Суда из оснований для пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по новым обстоятельствам.
Поправки также содержат положения, направленные на унификацию норм процессуального законодательства, регулирующих порядок рассмотрения схожих дел судами разных юрисдикций, и иные изменения.
Впрочем, мнения экспертов «АГ» разделились и в этот раз: одни посчитали, что Верховный Суд действительно внял критике юридического и научного сообществ, другие – что предложенных изменений недостаточно и они незначительно меняют концепцию реформы процессуального судопроизводства.
Стоит отметить, что поправки Верховного Суда к своему законопроекту будут учитываться при его доработке ко второму чтению. Иные поправки в документы могут быть предложены до 12 июля 2018 г.
Выступая в Думе, заместитель председателя ВС РФ Василий Нечаев указал, что «на современном этапе перед судебной системой стоит задача по дальнейшему совершенствованию правосудия». Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников в свою очередь обратил внимание на то, что с принятием предложенных Верховным Судом изменений будет введен принцип, согласно которому представительство в судах будет полностью профессиональным: «Не может человек, хоть и хороший, но не понимающий сути права, представлять и защищать интересы именно в суде». Василий Нечаев к этому добавил: норма о том, что представлять интересы граждан в арбитражных и гражданских процессах смогут только адвокаты и лица с высшим юридическим образованием, обеспечит защиту от недобросовестности.